По рельсам интеграции. Московская железная дорога автоматизируется с помощью НР и «Ай-Теко»

Компания НР провела совместную пресс-конференцию с руководством «Московской железной дороги» (МЖД) и ИТ-компанией «Ай-Теко», на которой объявила о завершении первого этапа внедрения единой автоматизированной системы управления пригородным комплексом МЖД и ее перехода от функциональной (по хозяйствам) к сервисной модели управления. Платформой для реализации проекта стала система HP Service Manager. Партнером НР в реализации этого проекта в МЖД была выбрана компания «Ай-Теко».

Новая автоматизированная система была введена в 2012 году в промышленную эксплуатацию на ветке Москва – Александров. Для этого была проложена отдельная кабельная ИТ-инфраструктура, соединившая все станции ж/д ветки с модернизированным Технологическим центром МЖД, расположенным на Комсомольской площади в Москве.




Александр Поздеев, заместитель гл. инженера Московской железной дороги,
руководитель проекта по созданию Технологического центра (слева);
Александр Микоян, вице-президент, генеральный директор НР в России (в центре)
и Шамиль Шакиров, президент компании «Ай-Теко»



«Уникальность проекта заключается прежде всего в его масштабности, – рассказал Александр Поздеев, заместитель главного инженера МЖД, руководитель проекта по созданию Технологического центра. – Сегодня пригородный комплекс МЖД охватывает огромный парк транспортных средств. Это 489 электропоездов, 585 единиц подвижного состава, 5596 вагонов. Их ежесуточное движение создает нагрузку, предусматривающую отслеживание движения около 2800 пригородных поездов. Инфраструктура МЖД также охватывает 242 действующих вокзала, где установлено 2018 контрольно-кассовых терминалов, 1007 билетопечатающих аппаратов и 1883 турникета. В среднем МЖД перевозит 1,55 млн пассажиров за сутки».

Система управления, созданная на базе HP Service Manager в МЖД, стала единым инструментом для планирования, координации и контроля работ в МЖД. Она является координирующим центром для первичного сбора информации, работы инфраструктурных средств для визуализации объектов транспортной безопасности, срабатывания системы оповещения через кнопки тревожной сигнализации, автоматического информирования пассажиров, визуализации текущего исполнения графика движения пригородных поездов, состояния инфраструктуры. Благодаря этой системе осуществляется автоматическое сопровождение расписания движения пригородных поездов, ведется отслеживание графика оборота мотор-вагонного подвижного состава и локомотивных бригад, мониторинг работы кассовых терминалов.

Более того, новая система управления обеспечивает не только визуализацию и планирование работы технических служб МЖД, она позволяет решать комплекс сервисных задач, стоящих перед компанией. Например, с ее помощью ведется диагностика подвижного состава, осуществляется интеллектуальное видеонаблюдение за объектами транспортной инфраструктуры МЖД.

 



Внедрения этого проекта в МЖД было продиктовано сложными проблемами, с которыми столкнулась компания по мере своего развития. Масштабность решаемых ею задач и узкая специализация по отдельным хозяйствам заставляли МЖД выстраивать большое число горизонтальных управленческих связей. Их сложность и неупорядоченность сдерживали развитие технологической базы МЖД, не позволяли ей решать проблемы комплексно. Создание единого Технологического центра МЖД должно было помочь избавиться от возникших проблем.

Согласно проекту, в МЖД должен был появиться центр, который позволил бы выполнять управление инфраструктурой МЖД с полной паспортизацией всех находящихся в эксплуатации объектов, обеспечением их согласованной эксплуатации. Помимо этого была поставлена задача, чтобы центр обеспечил управление плановыми работами, осуществлял сбор информации о возникающих проблемах и помогал отслеживать их устранение.

Для построения такой информационной системы было решено пригласить консультантов, уже имевших опыт внедрения ITIL-систем. Выбор был сделан в пользу компании «Ай-Теко», ведущего российского системного интегратора.

В мае 2011 года проект был представлен руководству МЖД, и 01.06.2011 был выпущен приказ о старте проекта. К октябрю 2011 года были спроектированы процессы управления и разработан план будущей автоматизированной системы. К ноябрю 2011 года был закончен капитальный ремонт здания под Технологический центр МЖД. Пилотное внедрение системы управления на базе HP Service Manager началось в феврале 2012 года на направлении Москва – Александров.




Технологический центр МЖД изнутри



Инновационная технология управления, в основе которой лежит решение HP Service Manager, позволила создать технологию комплексного управления пригородными перевозками, систему автоматизированного управления процессами и систему визуализации технологических процессов, в том числе в 3D-модели. Как отметил Александр Микоян, вице-президент и генеральный директор НР в России, выбор HP Service Manager позволил не только автоматизировать технологические процессы, но и помог МЖД добиться повышения эффективности своей работы. Использование принципов сервисного обслуживания инфраструктуры позволило только за 2010 год получить экономию в размере около 0,5 млрд руб. Такой результат был достигнут за счет сокращения эксплуатационных расходов, применения технологических решений взамен ручного управления, своевременного выявления проблем, снижения количества отказов.

Новшества и рост удобства смогли заметить не только в компании, но и пассажиры. Сейчас на всех станциях пилотной ж/д ветки внедрена система информирования о следовании пассажирских поездов. В случае выхода из графика пассажиры в оперативном режиме получают информацию о времени запаздывания или изменении в расписании. Установка системы видеонаблюдения в вагонах помогла запустить контроль над температурным режимом в вагонах – теперь в зимнее время своевременность включения отопления в вагонах можно контролировать из головного центра МЖД.

 



Внедрение системы интеллектуального мониторинга работы турникетов позволило реагировать на текущую обстановку на перронах и эффективно предотвращать вход (выход) безбилетных пассажиров. Интеллектуальный подсчет числа пассажиров при посадке теперь дает компании возможность выявлять места входа безбилетных пассажиров и направлять в составы по пути их следования контролеров, что в итоге также помогает поднять объем выручки компании.

Особое внимание было уделено вопросам экономической безопасности. Применение систем видеонаблюдения, контролируемых из Технологического центра, сделало возможным выявление пассажиров, наносящих урон хозяйству МЖД – начиная от нанесения надписей на вагонах в зонах отстоя до порчи имущества и безбилетного прохода.

Для расширения обратной связи с пассажирами был введен в работу единый телефон, куда может звонить любой желающий и отправить жалобу. Принятые заявки сразу попадают в систему и транслируются исполнителям. Тем самым МЖД запускает в работу механизм гарантированного исполнения или устранения выявленных недостатков.

«Московские железные дороги нуждались в мощной и при этом гибкой платформе, которая бы обеспечила не только быстрое реагирование на инциденты, но и возможность совместной работы с Центральным информационным офисом РЖД, – подытожил Александр Микоян. – Инновационные технологии НР позволили создать единую систему централизованного управления всей сетью пригородных перевозок, которая гарантирует МЖД высокое качество предоставляемых услуг».

Автор: Игорь Новиков.

Тематики: Интеграция, ПО

Ключевые слова: системная интеграция, автоматизация, системы автоматизации, автоматизация технологических, Hewlett Packard, Ай-Теко, внедрение