ИТ с детства. С какого возраста учиться, как выбрать образовательную организацию, поможет ли это в будущем. Комментарии экспертов

Изображение Freepik AI
Могут ли дети получить действительно важные ИТ-навыки в организациях для раннего образования и по каким критериям следует выбирать такую организацию? Даст ли в будущем такое обучение преимущества на рынке труда? Как будет развиваться рынок образовательных услуг для раннего введения в ИТ? Об этом за круглым столом ICT-Online.ru беседуют эксперты Content AI, «Софтлайн Решения», «Группы Астра», «Интерпроком», «Т1 Цифровая Академия», Группы «Борлас», ГК «ЭОС», «Сетевой Академии ЛАНИТ» (входит в ГК ЛАНИТ), «Базис», Axiom JDK, «Газинформсервис», «Код Безопасности», «Рикор», CESCA и МТС Exolve.

ICT-Online.ru: Как вы считаете, с какого возраста следует начинать обучение ИТ, какие серьезные навыки можно получить в дошкольных организациях, компьютерных школах?

Советник генерального директора Content AI Олег Сажин: Я не уверен, что имеет смысл «учить ИТ с детства» в том виде, в каком мы это понимаем сегодня. Можно в 7-10 лет собрать робота – это весело, интересно, развивает логику. Но если думать стратегически, то через 10-15 лет ИТ станет настолько обыденным, что специальные знания просто не понадобятся. Сегодня мы еще «пишем код», «разбираемся в архитектуре», «настраиваем модели», а завтра все это будет происходить внутри «черного ящика». Код будет писать код, ИИ-агенты будут собирать других ИИ-агентов. Разработчики будут все меньше вмешиваться в рутину, так как она просто автоматизируется.

 

Советник генерального директора Content AI Олег Сажин

Советник генерального директора Content AI Олег Сажин
Фото: Content AI

 

Поэтому я считаю, что не нужно с раннего возраста отправлять детей в компьютерные школы за «серьезными» навыками, потому что к их 20 годам актуальные сегодня знания и инструменты устареют. Куда важнее учить детей думать, задавать правильные вопросы, воспитывать в них гибкость ума, любознательность и умение учиться.

Не менее важно развивать широту мировоззрения – как в детском саду, так и в вузе. В XX веке самые прорывные открытия случались как раз на стыке разных дисциплин – в биофизике, биохимии, физической химии, компьютерной лингвистике. Это не случайность. В МГУ, например, студенты естественно-научных факультетов обязаны изучать гуманитарные дисциплины и сдавать по ним экзамены. И наоборот. Это дает гибкость мышления, умение «переключаться» в совершенно другую область с непривычными подходами к решению задач. Именно такое «перекрестное опыление» порождает светлые идеи. Вместо того чтобы узко «натаскивать» детей на ИТ, лучше дать им возможность заглянуть в разные миры – науку, искусство, технику, языки.

Директор департамента по обучению и развитию персонала «Софтлайн Решения» Анжелла Татарская: Начинать знакомство с ИТ можно очень рано — в 3-5 лет, но ключевой фактор не возраст, а мотивация ребёнка. Если у него появляется интерес — значит, время пришло. У одного ребёнка тяга к технологиям может возникнуть в 3 года, у другого — в 10, а у кого-то не появится никогда. Сопротивляться этому бессмысленно: современные дети буквально растут среди технологий и часто интуитивно чувствуют их возможности.

 

Директор департамента по обучению и развитию персонала «Софтлайн Решения» Анжелла Татарская

Директор департамента по обучению и развитию персонала «Софтлайн Решения» Анжелла Татарская
Фото: «Софтлайн Решения»

 

На раннем этапе фокус не в программировании, а в развитии алгоритмического мышления: ребенок учится выстраивать последовательность действий, видеть причинно-следственные связи, проверять гипотезы. Когда он двигает блоки-команды в визуальной среде и сразу видит результат — это первый опыт проектного подхода: сделал → увидел → скорректировал.

В 6-9 лет появляется запрос на собственный результат: мини-игры, анимации, мультфильмы. Ребёнок начинает воспринимать технологии не как «урок информатики», а как инструмент для реализации своих идей.

После 10 лет можно вводить базовые языки программирования (Python, основы веба), 3D-моделирование, робототехнику. Сегодня добавляются и новые направления: управление беспилотниками, моделирование маршрутов, навигация — дрон становится не аттракционом, а рабочим инструментом.

Важно отметить, что сейчас обучение не всегда требует специальных кружков: дети сами учатся через AI-инструменты. Многие подростки уже используют ChatGPT как «персонального ментора» — задают вопросы, просят объяснить код, дорабатывают свою программу. Они органично встраивают ИИ в обучение, потому что для них это естественная среда.

Именно технопарки, «Кванториумы» и интеграторы создают полноценную экосистему: оборудование, программы, сопровождение педагога, безопасность. Наша задача как интегратора — переводить инициативы из формата «энтузиазма отдельных педагогов» в тиражируемые решения, которые работают одинаково эффективно в любой школе.

Руководитель отдела образовательных проектов «Группы Астра» Денис Давыдов: Начинать обучение ИТ можно лет с 12. В школе согласно Федеральному государственному образовательному стандарту курс информатики в основном общем образовании начинается как раз с 7 класса. До этого же следует учить английский и математику, а на занятиях в дошкольных образовательных учреждениях, «Кванториумах», компьютерных школах и других подобных организациях развивать логику и в целом математическое мышление. Склонность к тому или иному направлению, в том числе ИТ, лучше выявлять в 8-9 классе основного общего образования и либо поступать по окончании 9 классов в колледж на выбранную профессию, либо идти в 10-11-й и готовиться к ЕГЭ и получению специальности.

 

Руководитель отдела образовательных проектов «Группы Астра» Денис Давыдов

Руководитель отдела образовательных проектов «Группы Астра» Денис Давыдов
Фото: «Группа Астра»

 

ИТ-директор компании «Интерпроком» Олег Слядников: В нашем современном цифровом мире дети с самого раннего возраста растут в окружении информационных технологий. Малыши начинают знакомиться с ИТ, наблюдая, как технологии используются вокруг них в повседневной жизни взрослыми. Дети начинают пользоваться смартфонами уже в возрасте двух-трех лет, еще до поступления в школу становятся активными пользователями планшетов, компьютеров и Интернета. Опыт показывает, что чем более продвинуты в ИТ родители, тем быстрее их дети приобщаются к технологиям и получают первые знания и навыки.

 

ИТ-директор компании «Интерпроком» Олег Слядников

ИТ-директор компании «Интерпроком» Олег Слядников
Фото: «Интерпроком»

 

Однако вместе с новыми знаниями приходят новые проблемы и сопряженные с ними риски. К ним относится, например, воздействие неприемлемого контента и кибермошенников. Отдельную опасность представляет потенциальное негативное влияние компьютерных игр и чрезмерного пребывания в виртуальном мире на физическое и психическое здоровье. Выражаю солидарность с экспертами в области образования, которые считают, что детей следует знакомить с гаджетами не ранее возраста 2-3 лет, время за гаджетами для дошкольников ограничить 30 минутами в день, а более углубленное ИТ-обучение лучше перенести на школьный период.

Что касается компьютерных школ и «Кванториумов», то в них можно получить ИТ-навыки по самым разным направлениям. Главное, чтобы они были актуальны к моменту выхода ребенка в «большое плавание», поскольку стремительно меняющиеся ИТ-технологии серьезно, а иногда и кардинально влияют на востребованность профессий в будущем. В связи с этим я бы отметил высокую перспективность таких направлений, как информационная безопасность, ИИ, AR/VR, беспилотный транспорт и роботизация.

Хочу сказать, что главное – это дать ребенку соответствующие его возрасту и интересам инструменты, которые развивают мышление. Когда такой ребенок придет ко мне на стажировку в 18-20 лет, мне будет неважно, сколько ему было лет, когда он написал первую строку кода. Мне будет важно, что у него в голове уже есть алгоритм решения сложных задач, он умеет разбираться в незнакомых технологиях и не боится ошибок, потому что воспринимает их как часть процесса в своей жизни.

Директор департамента корпоративного обучения и развития талантов ИТ-холдинга Т1, руководитель «Т1 Цифровая Академия» Ксения Румбешт: Изучать базовые принципы ИТ можно с раннего возраста, но подход должен быть адаптирован к возможностям ребенка. В дошкольном возрасте обучение должно проходить в игровой форме - через логические задачи, настольные игры, простейшие конструкторы и робототехнические наборы. Склонность к техническому мышлению часто проявляется у детей, которые любят систематизировать предметы, строить конструкции, надолго погружаются в одно занятие. В начальной школе уже можно добавлять базовые основы программирования, работу с визуальными языками программирования и простыми алгоритмами - это помогает развивать аналитическое мышление без перегрузки.

 

Директор департамента корпоративного обучения и развития талантов ИТ-холдинга Т1, руководитель «Т1 Цифровая Академия» Ксения Румбешт

Директор департамента корпоративного обучения и развития талантов
ИТ-холдинга Т1, руководитель «Т1 Цифровая Академия» Ксения Румбешт

Фото: Т1

 

Директор по персоналу Группы «Борлас» Кирилл Новожихарев: Самосознание, а следовательно, способность к осознанному обучению (на базовом уровне) у детей формируется в период, который в психологии называется «ранний возраст», то есть к трем годам. К этому моменту они начинают осмысленно применять полученную информацию в практической деятельности. А учитывая тот факт, что мы живем в цифровом обществе, дети уже с ранних лет вовлекаются в процессы, связанные с информационными технологиями, хотя в большинстве случаев это носит несистемный характер: игры, мобильные телефоны, использование различных приложений и т. п. Считаю, что уже в этот период можно начинать планомерное обучение азам работы с цифровыми технологиями, конечно, с поправкой на возраст. Цель такого обучения – не столько формирование в перспективе профессиональных навыков, сколько социальных.

 

Директор по персоналу Группы «Борлас» Кирилл Новожихарев

Директор по персоналу Группы «Борлас» Кирилл Новожихарев
Фото: Группа «Борлас»

 

К семи годам дети уже переходят на уровень формально-логического мышления, обучение становится ведущей деятельностью ребенка, и именно в этот период, на мой взгляд, можно говорить о начале приобретения базовых профессиональных знаний. Конечно, далеко не все станут ИТ-специалистами, но, во-первых, в этом возрасте можно заложить устойчивый интерес, а во-вторых, это возможность для успешной дальнейшей социализации ребенка. Не думаю, что на этом этапе стоит говорить о каких-либо специализациях, скорее, об общих знаниях.

Главный специалист по продвижению программных продуктов ГК «ЭОС» Андрей Пашков: Следует различать первоначальное знакомство с миром информационных технологий и их возможностями («уровень пользователя») и получение профессиональных навыков, которые в будущем помогут освоить профессию, связанную с ИТ («уровень специалиста»). Нижний предел первоначального знакомства ребенка с ИТ на «уровне пользователя», на мой взгляд, не имеет ограничений – все зависит от общего развития мышления и наличия интереса. Конечно, родители должны следить, чтобы не случилось перекоса в сторону игр с гаджетами в ущерб реальному общению со сверстниками, развитию двигательных навыков и физической активности.

 

Главный специалист по продвижению программных продуктов ГК «ЭОС» Андрей Пашков

Главный специалист по продвижению программных продуктов ГК «ЭОС» Андрей Пашков
Фото: ЭОС

 

6-7 лет – период, когда у детей начинает формироваться мышление, включающее осознание причинно-следственных связей между событиями и явлениями, появляются способности делать полноценные логические выводы, а произвольное внимание становится более устойчивым, особенно к интересным задачам. Конечно, здесь большую роль играют и природные склонности, и наличие в семье с ранних лет образцов для подражания, и много других факторов.

Многие дети уже с 6-7 лет начинают проявлять определенные интересы к музыке, технике, знании об окружающем мире (биологии, например), пробуют что-то сочинять, писать стихи, рисовать, придумывать платья для кукол и прочее. Технологии помогут развивать эти навыки.

Если у ребенка есть склонности, можно пробовать постепенно подходить к «уровню специалиста»: начинать изучение азов программирования, обучать программам, связанным с созданием музыки, графики и даже видео. Но более серьезная подготовка к ИТ-профессиям все же целесообразна лет с 10, так как для более ранних возрастов, вероятно, помешает объективная неспособность детей достаточное время сосредотачиваться на одной задаче.

В целом, лучший возраст для первых опытов полноценного приобщения детей к ИТ – последний год перед школой. Мышление уже изменилось, а жестких рамок обучения и учебной школьной нагрузки еще нет. В этом возрасте все еще хорошо выражена нейропластичность, благодаря которой мозг быстро адаптируется к новым знаниям, выстраивая соответствующие нейронные связи. В этот момент ребенку и будет интересно, и уже вполне пригодятся определенные навыки. Можно приобщить ребенка не только к играм, но и познакомить с другими возможностями компьютерной техники: рассказать об устройстве ПК, показать, как на нем печатают (если ребенок уже умеет читать или как раз учится, знакомство с клавиатурой будет очень интересным и полезным опытом). Показать программы, с помощью которых рисуют, делают таблицы и др.

Руководитель учебного отдела «Сетевой Академии ЛАНИТ» (входит в группу компаний ЛАНИТ) Павел Францев: Обучение ИТ – фундамент мышления и познания мира – можно начинать с дошкольного возраста (5-7 лет), как только проявится интерес. Речь идет не о хардскиллах, а о развитии логического, алгоритмического и критического мышления, креативности через игровые методики и современные инструменты. Серьезные ИТ-навыки в этом возрасте – это, скорее, основы логики, последовательности, базовой цифровой грамотности и решения простых задач, которые формируются через игру и проектную деятельность. Интерес к конкретным ИТ-направлениям (дизайн, программирование, инженерия) проявятся позже на основе этого фундамента.

 

Руководитель учебного отдела «Сетевой Академии ЛАНИТ» (входит в группу компаний ЛАНИТ) Павел Францев

Руководитель учебного отдела «Сетевой Академии ЛАНИТ»
(входит в группу компаний ЛАНИТ) Павел Францев

Фото: ЛАНИТ

 

Директор по стратегическим проектам компании «Базис» Владимир Татаринцев: Как лидер одного из самых быстрорастущих и системообразующих секторов ИТ, «Базис» рассматривает инвестиции в раннее ИТ-образование как стратегический приоритет. Уже многие годы формирование цифрового суверенитета начинается не со взрослой профессии и даже не со школьной скамьи, а с детского сада.

 

Директор по стратегическим проектам компании «Базис» Владимир Татаринцев

Директор по стратегическим проектам компании «Базис» Владимир Татаринцев
Фото: «Базис»

 

Обучение ИТ — это, прежде всего, развитие логического, алгоритмического и системного мышления. Эти навыки можно и нужно формировать задолго до знакомства с компьютером.

В дошкольном возрасте (3-5 лет) ключевая задача — развивать базовые когнитивные функции. Именно в этот период проявляется склонность к конструированию, решению головоломок и логическим играм. Простейшие принципы алгоритмов и причинно-следственных связей можно объяснять на примере «умного дома», где ребенок учится понимать, как последовательность команд приводит к результату. Использование визуальных сред программирования вроде ScratchJR помогает сделать первые шаги в сборке логики, а не просто картинок. И наконец, начальные навыки работы с простейшими моделями Lego и другим конструктором также формируют интерес к робототехнике и инженерии.

В младшей школе (6-9 лет) цифровой мир становится ближе. Здесь начинается знакомство с визуальными языками программирования, такими как Scratch или Kodu Game Lab. Ребенок, увлеченный созданием собственных игр и анимаций, проявляет интерес к геймдеву и дизайну. Одновременно с этим появляются навыки цифровой грамотности и понимание базовых принципов кибербезопасности — и здесь важную роль играют такие инициативы, как «Ростелеком Лицей». У ребят, которым интересно, как работает тот или иной механизм», проявляется склонность к инженерии, «железу» и низкоуровневому программированию.

К 10-13 годам подростки готовы к освоению настоящих языков программирования. В качестве первого языка чаще всего выбирается Python, но наряду с ним появляются курсы по веб-разработке, основам 3D-моделирования, работе с данными. В ИТ-школах, «Кванториумах» и кружках дети осваивают пайку, сборку устройств, основы сетевого администрирования, делают собственные проекты — от игр до приложений.

HR-директор Axiom JDK Анна Сенаторова: Приведу пример: инженеры, работающие сейчас над отечественными Java и Spring технологиями в компании Axiom JDK, начинали в 10 лет. При наличии склонностей можно начать и раньше, но это скорее редкость. Педагогический опыт показывает, что раньше 10-11 лет алгоритмы детям давать бессмысленно. Поэтому если говорить об ИТ-образовании, то его в детском возрасте стоит вести в развлекательно-познавательной и в игровой форме: вроде собирания роботов, каких-то мелких задач по блочной сборке железа и чего-то подобного.

 

HR- директор Axiom JDK Анна Сенаторова

HR- директор Axiom JDK Анна Сенаторова
Фото: Axiom JDK

 

Менеджер по работе с персоналом компании «Газинформсервис» Александра Гергетт: Дошкольный возраст — это время, когда формируется не технический, а познавательный фундамент. Ребенок должен научиться концентрироваться, логически рассуждать, доводить дело до конца и не бояться ошибок. Если он складывает конструктор, исследует, как работает магнит или зачем нужны кнопки на пульте, то это уже первый шаг к будущему техническому мышлению, но не с кода, а с логики и алгоритмов. А вот ближе к 10-12 годам у ребенка уже может проявиться интерес к конкретным направлениям. Кто-то тянется к робототехнике и физическому взаимодействию с техникой - это будущие инженеры, пентестеры, специалисты по IoT. Кто-то увлекается визуальной частью и геймдевом - там развивается дизайнерское и аналитическое мышление. А кто-то уже осознанно хочет понять, «как все устроено внутри», и уходит в Python, Linux, сетевые основы.

 

Менеджер по работе с персоналом компании «Газинформсервис» Александра Гергетт

Менеджер по работе с персоналом компании «Газинформсервис» Александра Гергетт
Фото: «Газинформсервис»

 

Ведущий специалист отдела образовательных проектов компании «Код Безопасности» Евгений Широков: Из-за активной цифровой трансформации и все большей интеграции информационных технологий в нашу жизнь стоит признать: обучение ИТ должно входить в жизнь детей как можно раньше. Так, к моменту поступления в первый класс ребенку желательно знать азы. При этом крайне важно готовить особых специалистов-педагогов и разрабатывать четко выверенную методику, которая будет направлена как на сохранение психоэмоционального равновесия детей, так и на получение практической пользы.

 

Ведущий специалист отдела образовательных проектов компании «Код Безопасности» Евгений Широков

Ведущий специалист отдела образовательных проектов компании «Код Безопасности» Евгений Широков
Фото: «Код Безопасности»

 

Приведу пример, как «Код Безопасности» проводит День детей, который проходит в нашей компании. Мы используем максимально простые и интересные способы, которые позволяют погрузится в мир ИТ и ИБ, не перегружая детей. Важно понимать, что они не реагируют на сложные объяснения и глубокое погружение в тонкости функционирования того же Интернета превратит урок в мучение. А вот изучение специальной терминологии, соцсетей, блогерства на примерах с элементами интерактива и базовыми правилами кибергигиены вызывают бурный интерес.

Все это ведет в конечном итоге к тому, что к моменту, когда дети начинают самостоятельно активно изучать информационные технологии, у них уже есть четкое представление о том, почему нужно ограничивать время за гаджетами и компьютером, как правильно анализировать имеющуюся в Интернете информацию, какие признаки говорят о мошеннических схемах и так далее. То есть, формируется культура использования информационных технологий.

ИТ-рекрутер «Рикор» Алексей Морковин: Обучение ИТ-специальностям можно начинать даже в дошкольном возрасте, если человек уже умеет читать и воспринимать структурированную информацию – соответствующие программы, курсы, литература для детей массово появляются последние 5-7 лет. Главное, что ребенок может получить в таких организациях – это интерес и любовь к будущей профессии. ИТ-специальности, такие как разработка и сопровождение ПО, а также смежные с ИТ отрасли (например, робототехника, разработка электроники) – это, грубо говоря, сложноструктурированные ремесла. Успешность их освоения зависит от того, насколько человек готов вкладывать время и силы в обучение, ведь потребуются сотни часов практики, прежде чем будущий джуниор-специалист сможет претендовать на вакансию в коммерческой разработке. И наиболее успешен будет тот, кто искренне любит свое дело. В этом смысле детские ИТ-курсы становятся подспорьем, способным увлечь с раннего возраста через игровые модели обучения.

 

ИТ-рекрутер «Рикор» Алексей Морковин

ИТ-рекрутер «Рикор» Алексей Морковин
Фото: «Рикор»

 

Что касается прикладных навыков, то ребенку часто дают «пощупать» ремесло: написать первые строки кода, освоить простейшие алгоритмы, спаять первую печатную плату или сконструировать первого робота. Подростки уже могут создавать собственные проекты, выполняя полноценную роль в команде (разработчик, аналитик, тестировщик, электронщик). К примеру, на федеральном уровне уже несколько лет существует конкурс «Икар» (Инженерные кадры России), где дети со всей России делятся на ИТ-команды и защищают проекты (чаще про электронику и робототехнику, так как это понятнее, но и с полноценной долей программирования на С, C++, Python). Талантливые ребята в 14-15 лет уже способны на коммерческую разработку для работодателя, особенно для стартапов.

Главное напутствие для родителей – не ожидать сразу слишком многого от ребенка, относиться к обучению ИТ скорее как к умному увлечению, а не к обучению полноценной ИТ-профессии. Возможно, ИТ станет его окончательным выбором в жизни, а возможно, и нет. И очень важно, чтобы этот выбор сделал не родитель, а сам человек. А то получится, как в анекдоте: «Я ни в коем случае не буду вмешиваться в выбор профессии своего ребенка! Он сам выберет язык программирования, на котором будет работать!»

Директор по персоналу CESCA Анна Шестакова: ИТ-обучение можно начинать практически в любом возрасте. Принято считать, что в дошкольном периоде, начальной школе и 5-6 классе, то есть в более младшем возрасте, важнее дать ребенку сильную математическую базу. Далее необходимо углубляться в профили – инженерия, программирование, тестирование и прочее. Тем не менее, если ребенок проявляет интерес к чему-то специализированному – это повод развивать интерес в выбранном направлении, в данном случае интерес важнее возраста.

 

Директор по персоналу CESCA Анна Шестакова

Директор по персоналу CESCA Анна Шестакова
Фото: CESCA

 

Уже с 7-8 класса дети начинают готовиться к олимпиадам: как к общим – информатика, так и к узкопрофильным – по когнитивным технологиям, робототехнике, программированию. Олимпиады не только хороший трамплин для поступления в ведущие вузы, но и отличный способ для ребенка понять, что именно ему близко. В компьютерных школах и на специализированных очных и онлайн-курсах ребенок может начать с базового обучения, а уже далее, в случае интереса, двигаться к цели – победе в олимпиаде или конкурсе/хакатоне.

Директор по качеству продуктов МТС Exolve Игорь Румянцев: На мой взгляд, начинать знакомство с цифровыми технологиями можно уже с детского сада, в возрасте 3-5 лет дети способны осваивать навыки с помощью игровых методик: алгоритмы через последовательности действий (например, сборка конструктора по инструкции), основы логики через головоломки и простые визуальные языки программирования типа Scratch Jr (это визуальный язык программирования, разработанный для ознакомления с навыками программирования детей). Согласно исследованиям, например, Университета ИТМО и Высшей школы экономики, у детей от 7 до 10 лет проявляются склонности к визуальному программированию (Scratch, Kodu), созданию простой анимации, работе с робототехническими наборами (Lego WeDo). Более взрослые дети готовы уже осваивать Python, веб-разработки (HTML/CSS).

 

Директор по качеству продуктов МТС Exolve Игорь Румянцев

Директор по качеству продуктов МТС Exolve Игорь Румянцев
Фото: МТС Exolve

 

«Кванториумы» и ИТ-школы служат базовым образованием, где помогают не только осваивать новый навык, но и понимать суть программирования — этот тот самый момент, когда ты можешь понять, нравится ли тебе этим заниматься или нет. ИТ — это сфера, где ты полностью вовлечен в процесс, как в спорте. Нельзя заставить полюбить программирование. По сути, кодинг – это инструмент, который решает определенную задачу. И если с детства есть задатки к решению задач, желание разобраться или улучшить что-то, то в этой профессии будет легко себя найти. А такие образовательные учреждения помогают осваивать простые навыки — дети могут создавать свои мини-приложения, мини-игры, анимировать и работать с 3D-моделированием. Причем, дается это им не пример легче, чем взрослым.

ICT-Online.ru: Есть ли у ИТ-специалистов, которые начали учиться ИТ в детстве, преимущества перед теми, кто начал путь в ИТ позже — с колледжа или вуза? Как к такому образовательному бэкграунду относятся эйчары?

Руководитель направления в департаменте развития продуктов МТС Exolve Екатерина Саяпина: Сотрудники, которые приступили к освоению программирования с детства, обладают более развитым логическим мышлением, но бывает, что это мешает им принимать решения ситуационно. Работа в команде выравнивает скиллы и позволяет масштабироваться. Для некоторых проектов действительно важен именно навык, а не диплом. Поскольку платформа МТС Exolve построена на принципах микросервисной архитектуры, я работаю с несколькими командами разработки, в которые помимо разработчиков входят аналитики и инженеры по контролю качества. И в нашей совместной работе важно скорее не то, когда ты приобщился к миру ИТ, а то, как ты можешь применить свои навыки в данной конкретной ситуации и конкретном продукте. И в этом плане наш HR-блок ориентируется на текущий бэкграунд команды, помогая развивать его вовлеченностью в разные образовательные корпоративные программы.

 

Руководитель направления в департамента развития продуктов МТС Exolve Екатерина Саяпина

Руководитель направления в департамента развития продуктов МТС Exolve Екатерина Саяпина
Фото: МТС Exolve

 

Олег Сажин (Content AI): Реальные преимущества, на мой взгляд, не в том, что человек в 10 лет выучил какой-то конкретный язык программирования, а в «насмотренности» и отсутствии страха. Тот, кто с детства возился с кодом, роботами и всевозможными конструкторами, воспринимает технологии не как магию, а как инструмент с определенной логикой работы. У него уже на уровне интуиции есть понимание, как все устроено внутри, а в голове – каталог ошибок, тупиковых путей и, что важнее, – способов их обойти. Это как знание города, в котором вы выросли: вы можете не помнить названия всех улиц, но вы точно знаете, куда свернуть, чтобы объехать пробку. Человек, позднее вошедший в эту сферу, подходит к задаче более теоретически и боится что-либо сломать. Тот, кто начинал с игрушек, – уже ломал, чинил, и для него это естественный процесс.

Чтобы ребенок был успешным в ИТ, не нужно с раннего возраста отправлять его в компьютерную школу за «серьезными» навыками, потому что к его 20 годам актуальные сегодня знания и инструменты устареют. Куда важнее учить детей думать, задавать правильные вопросы, воспитывать в них гибкость ума, любознательность и умение учиться. Не менее важно развивать широту мировоззрения, поскольку самые прорывные открытия случаются на стыке разных дисциплин. Об этом говорит советник генерального директора Content AI Олег Сажин (см. интервью раздела «Content AI» от 19 ноября 2025 г.).

В крупных ИТ-компаниях давно перестали смотреть на дипломы как на единственный критерий. Опыт, подтвержденный реальными проектами, участиями в хакатонах – это крутой бонус. Он показывает страсть и инициативу, а это ценится выше, чем пятерка в дипломе. С другой стороны, «поздний» специалист часто приносит с собой опыт из другой области, что может дать нестандартный взгляд на проблему. В итоге HR-менеджер смотрит на совокупность факторов, где ранний старт – весомый, но не единственный плюс.

Анжелла Татарская («Софтлайн Решения»): Преимущество раннего старта не в том, что ребёнок «знает больше языков», а в том, как он относится к задачам. Те, кто с детства работает с технологиями, привыкают, что ошибка — это нормально, что любую сложность можно разложить на шаги и решить. Такие дети не боятся экспериментировать, быстрее адаптируются и легче переключаются между новыми инструментами.

Но ключ не в возрасте старта, а в результате. Мы смотрим не на то, когда человек начал учиться, а на то, что у него есть на выходе: какой опыт, какие проекты, где и как он применил знания. Если у кандидата с 15 лет есть собственные проекты, которые решали реальную задачу, — это сильный сигнал самостоятельности и внутренней мотивации. Если в 20 лет у него за спиной «пять курсов Python», но он не может объяснить, что сделал и как использовал знания на практике, то ранний старт не превращается в преимущество.

Не важно, во сколько он начал учиться. Важно — чему научился и что смог сделать. Умение довести идею до результата сегодня ценится куда выше, чем просто набор навыков или список пройденных курсов.

Руководитель отдела образовательных проектов «Группы Астра» Денис Давыдов отмечает, что не встречал специалистов, которые с раннего возраста начали учиться ИТ, и это сильно отличает их от коллег. А вот обратных примеров много: и личных, и из близкого окружения. Сам он пришел в ИТ после 27 лет, при этом у него было непрофильное высшее образование, но он прошел профессиональную переподготовку и освоил новую специальность (см. интервью раздела «Группа Астра» от 21 ноября 2025 г.).

Денис Давыдов («Группа Астра»): В моем личном окружении таких примеров нет, скорее наоборот: есть примеры, когда люди в достаточно взрослом и зрелом возрасте переходили в ИТ и добивались успеха, имея уже образование и способность математически мыслить. Говоря об ИТ-специалистах, я имею в виду уровень инженера, системного администратора, мейнтейнера, разработчика. Я тоже пришел в ИТ после 27 лет, при этом у меня было непрофильное высшее образование. Но я прошел профессиональную переподготовку и освоил новую специальность.

Олег Слядников («Интерпроком»): Для меня как ИТ-директора важно не то, сколько лет человек изучал ИТ, а то, что он умеет здесь и сейчас. А именно: его опыт реальной работы, соответствие профессиональному уровню, на который он претендует. Кому-то требуется больше времени на обучение, а кому-то меньше – все очень индивидуально. Главное, чтобы человек с детства был приучен упорно учиться и трудиться, ставить перед собой цель и добиваться требуемого результата.

Еще отметил бы такой важный фактор, как социализация и умение работать в команде. В проектах сотрудник не должен замыкаться только на выполнении своей задачи, а понимать общие цели и задачи проекта, проявлять инициативу и вносить конструктивные предложения, уметь взаимодействовать и выстраивать продуктивные отношения с коллегами, партнерами, заказчиками. Но это уже не про ИТ-специализацию, а про так называемые «софт скиллз», которые, по моему убеждению, необходимо развивать с самого раннего детства, чем раньше, тем лучше.

В ИТ-холдинге Т1 работают специалисты, которые с детства были погружены в техническую среду — нередко это представители инженерных династий. Их родители трудились в НИИ и на производственных предприятиях, поэтому интерес к технологиям формировался с ранних лет. Такие сотрудники отличаются фундаментальным подходом и системным мышлением, но в целом в ИТ нет жестких правил: успешными становятся и те, кто пришел в профессию позже. Об этом рассказывает директор департамента корпоративного обучения и развития талантов ИТ-холдинга Т1, руководитель «Т1 Цифровая Академия» Ксения Румбешт (см. интервью раздела «Т1» от 20 ноября 2025 г.).

Ксения Румбешт («Т1 Цифровая Академия»): Преимущества у раннего старта в ИТ действительно есть: у таких специалистов больше времени на практику, они раньше понимают принципы построения систем и уверенно чувствуют себя в технологичной среде. Однако это не гарант успешной карьеры. В ИТ-сфере востребованы не только hard skills, но и гибкие компетенции — коммуникация, усидчивость, готовность учиться и меняться. Поэтому HR-специалисты оценивают не возраст, в котором человек начал обучение, а совокупность качеств и опыта. Те, кто пришел в ИТ после колледжа или университета, нередко обладают более зрелым мышлением и осознанным подходом к профессии, что также высоко ценится.

Кирилл Новожихарев (Группа «Борлас»): Сейчас изучение информационных технологий на ранних этапах жизни ребенка – не столь распространенная практика, по крайней мере, у меня нет достаточной информации для сравнения преимуществ получения раннего образования в сфере ИТ. Однако думаю, что в большинстве случаев существенного преимущества нет по причине того, что целенаправленное обучение и погружение в специфику профессии происходит в старших классах школы и продолжается уже в средних специальных и высших учебных заведениях. На этом этапе обучение связано с карьерными перспективами и планами на жизнь в целом, поэтому здесь наиболее важно ответственное отношение к получаемому образованию и дисциплине, что в конечном счете и определяет уровень профессионализма в дальнейшем.

Андрей Пашков (ГК «ЭОС»): Здесь нельзя дать однозначный ответ. С одной стороны, дети, которые раньше начинают осваивать ИТ, казалось бы, должны больше и глубже погрузится в ИТ-знания (так как у них больше времени на их освоение) и, условно, к 22-25 годам стать более продвинутыми пользователями ИТ-технологий или ИТ-специалистами. Но, с другой стороны, очень многое зависит от самого человека, от его склонностей, желаний, стремлений, целей. Еще лет 20-25 назад не было тех технологий, которые мы имеем сейчас, не было, соответственно, и обучения им у детей. Тем не менее, это никоим образом не помешало людям, работающим сегодня в ИТ, стать первоклассными специалистами. Важнее сам факт стремления людей изучать что-то новое, создавать это новое. Исследования подтвердили, что многие знания и навыки в возрасте 20-25 лет усваиваются не хуже, чем в детском и подростковом возрасте. Играет роль наличие цели, осознаваемой человеком, и умение расставлять приоритеты.

Говоря о раннем обучении ИТ, главный специалист по продвижению программных продуктов ГК «ЭОС» Андрей Пашков отмечает: лучший возраст для первых опытов полноценного приобщения детей к ИТ – последний год перед школой. Но ему не приходилось встречаться с ситуацией, когда при собеседовании HR интересовались бы, чему «внешкольному» человека учили в дошкольном или младшем школьном возрасте. Другое дело, если ребенок имеет какие-то объективные достижения – победил на хакатоне, олимпиаде по программированию и т.д. (см. интервью раздела «ЭОС» от 21 ноября 2025 г.).

Стоит также учитывать, что современные дети и подростки, рожденные уже в мире сегодняшних ИТ, стали ленивы. У этого явления масса причин – и существование в комфортных условиях (без необходимости чего-то делать, чтобы получить желаемое), и массированное информационное давление на психику, и недостаточный профессионализм педагогов, и превалирование потребностей в социальной коммуникации и социальном одобрении в ущерб получению новых знаний, и много чего еще. Да, дети быстро научаются пользоваться гаджетами для каких-то простых вещей, для игр, для общения со сверстниками, для других развлекательных целей. Да, многое они осваивают с ранних лет, но в то же время, если интерес к изучаемому не слишком ярок, не «цепляет», а в процессе обучения возникают сложности – учатся очень неохотно и, соответственно, долго. И какая разница, с какого возраста начать учиться, если в итоге освоен одинаковый объем знаний, получены схожие навыки? Как итог – одни и те же специалисты, не больше и не меньше.

Мне не приходилось встречаться с ситуацией и даже слышать о ней, когда при собеседовании HR интересовались бы, чему «внешкольному» человека учили в дошкольном или младшем школьном возрасте. Все понимают, что здесь во многом решают амбиции и стремления родителей, а у ребенка не обязательно сформируются соответствующие навыки и даже сохранится интерес. Другое дело, если ребенок имеет какие-то объективные достижения – победил на хакатоне, олимпиаде по программированию и т.д. В целом HR оценивают прежде всего имеющиеся навыки, не обращая внимания на момент начала их освоения, а также учитывают достижения и профессиональный опыт (при их наличии).

Павел Францев («Сетевая Академия ЛАНИТ»): Всё индивидуально, зависит от интересов, предрасположенности, мотивации. Прямого автоматического преимущества у тех, кто начал раньше, нет. Выиграет тот, кто более заинтересован, обладает хорошей базой фундаментальных навыков и способен к постоянному обучению. Эйчары ценят реальные навыки, портфолио, потенциал и способность к адаптации, а не только возраст, когда кандидат начал погружаться в ИТ.

При выборе образовательной среды на старте важно смотреть на методику. Хорошая ИТ-программа учит мыслить, а не просто повторять действия за преподавателем. Важно, чтобы занятия вели педагоги, способные заинтересовать ребенка, грамотно выстраивать траекторию обучения и работать с разным уровнем подготовки. Практический и проектный подход — обязательное условие. Значение имеет и безопасная, современная среда. Наконец, важным критерием становится участие образовательной организации в национальных инициативах. Об этом говорит директор по стратегическим проектам вендора инфраструктурного ПО «Базис» Владимир Татаринцев (см. интервью раздела «Базис» от 19 ноября 2025 г.).

Владимир Татаринцев («Базис»): Опыт показывает, что раннее погружение в ИТ формирует не только знания, но и иное, алгоритмическое, мышление. Такие дети не боятся сложных задач, мыслят системно и параллельными процессами, легче адаптируются к новым условиям. У них уже есть опыт проб и ошибок — личные проекты, участие в конкурсах и хакатонах. Они приходят в профессию не случайно, а осознанно — и это становится заметным преимуществом. На рынке труда такие кандидаты воспринимаются позитивно: наличие не только диплома, но и практики, проектов, побед в олимпиадах вроде «Изучи Интернет — управляй им!» говорит о глубокой мотивации и профессиональной зрелости. Эти специалисты приносят ощутимую пользу с первых месяцев.

Анна Сенаторова (Axiom JDK): Сейчас на рынке много кандидатов с минимальным опытом. Из сотни резюме привлекают внимание те, где ребята указывают, что они интересуются ИТ с раннего детства, участвуют в олимпиадах, изучают углубленно математику, решают сложные задачки, часто начинают брать подработку (делают сайты, например). Такие кандидаты выделяются из большинства и успешно проходят собеседование на должности начинающих специалистов.

Стоит отметить еще, что школьные олимпиады дают дополнительные баллы при поступлении в вузы.

С другой стороны, опытные инженеры и тимлидеры считают, что более ранний старт позволяет выявить более мотивированных и целеустремленных, но с точки зрения багажа знаний и умений особой разницы они не отмечают. То есть, с ростом знаний и навыков, а также сложности решаемых задач, преимущество раннего старта нивелируется.

Александра Гергетт («Газинформсервис»): У тех, кто начал рано, есть определенное преимущество, но не в знаниях, а в мышлении. Они учатся решать задачи системно, не боятся экспериментов, и к моменту поступления в вуз у них уже есть понимание, куда двигаться. Но ранний старт не является гарантией успеха. Многие сильные специалисты в ИТ пришли из физики, биологии, экономики. И HR смотрит не на то, «во сколько ты начал», а на то, как быстро ты учишься сейчас.

Евгений Широков («Код Безопасности»): Безусловно, преимущества есть. Это можно сравнить с тем, как дети, с самых ранних лет занимающиеся физкультурой, успешнее адаптируются к тому же школьному спорту. Дети, изучающие ИТ и ИБ в дошкольном возрасте, легче воспринимают углубленные знания и сложную терминологию, меньше рискуют впасть в интернет-зависимость, к тому же им не нужно тратить время на базу – они могут сразу изучать более сложные вещи, то есть получают определенную фору.

Алексей Морковин («Рикор»): Преимущества определенно есть. Если человек начал путь в ИТ с детства, у него было больше времени для освоения навыков, больше насмотренность в отрасли. Но нельзя сказать, что раннее увлечение ИТ – это «маст хэв» для будущего успеха. Успешная карьера в ИТ получается и у тех, кто увлекся профессией в институте, и даже у тех, кто сменил профессию. Дисциплина плюс мотивация и практика – такой сплав способен компенсировать более поздний вход в профессию.

Сегодня на рынке наблюдается смена общей парадигмы в оценке ИТ-специалистов. 15-20 лет назад считалось, что хороший разработчик, электронщик или другой ИТ-специалист – это человек обязательно с фундаментальным высшим техническим образованием. Так называемые «гуманитарии» не рассматривались всерьез. Сейчас мы видим много кейсов, когда человек получил образование, например, психолога, а в 25 лет сменил профессию, начал карьеру в ИТ на позиции стажера, получил прикладной опыт и в 30-35 лет возглавил команду разработки. Таким образом, «путь гуманитария» хоть и более тернист, но возможен.

Лично я приветствую образовательный бэкграунд у кандидатов в детстве, но в то же время к нему нужно относиться с осторожностью: то, что человек делал в детстве, он, возможно, уже не может повторить сейчас. На примере спорта – ребенок в 9 лет мог блистать в детской футбольной команде, но так и не стал Криштиану Роналду к 25 годам.

Однако, в целом, практика показывает, что успешные и востребованные ИТ-специалисты уже в детстве увлекались технологиями, компьютерами и электроникой.

Анна Шестакова (CESCA): Большинство HR-структур до сих пор консервативны – доверяют скорее высшему/среднему профессиональному образованию или долгосрочным курсам. Дело в том, что на рынок и так приходит много начинающих специалистов, которые закончили 3-месячные курсы по какому-либо ИТ-профилю. Рекрутеры, в связи с этим, стремятся найти более надежных профессионалов с опытом. Тем более, вряд ли можно назвать релевантным детский образовательный бэкграунд.

Тем не менее, начать как можно раньше – безусловно верная стратегия:

  • Специалист, который увлечен своим профилем долгие годы, может завоевать расположение руководителя на финальном этапе собеседования. На рынке ценятся стабильность и высокая мотивация.
  • Конкуренция при поступлении в хорошие колледжи и вузы высока, а ориентироваться нужно именно туда, начинать готовиться – заранее. А диплом уже даст свои преимущества на рынке труда.

 

Раннее ИТ-образование

 

ICT-Online.ru: Каким критериям должна соответствовать образовательная организация для дошкольников и младших школьников, чтобы ее можно было рекомендовать как первую ступень для ИТ-обучения?

Олег Сажин (Content AI): Идеальное место – это то, где ребенку просто разрешают с интересом исследовать. Главный критерий, который я бы выделил, – это атмосфера, в которой технологии становятся естественным продолжением детского любопытства и игры.

В такой организации на первом месте стоит развитие определенного образа мышления. Дети должны сталкиваться с задачами, которые учат их логике, последовательности действий и поиску решений. Часто это можно делать без экранов, через те же конструкторы, головоломки или ролевые игры. Очень важно, чтобы занятия давали ощущение созидания. И, конечно, в современном мире ценность представляет умение работать вместе. Хорошо, когда дети в процессе обучения учатся не только самостоятельно решать задачки, но и договариваться, делиться идеями и сообща искать ответ. Все вместе это создает ту самую среду, которая не учит, а увлекает. А именно увлеченность в итоге и рождает самых сильных профессионалов.

Общее у ИТ-специалистов, кто с детства занимается ИТ — это технологическая смелость. Для нового поколения технологии — естественная среда, они не ждут подробных инструкций, а пробуют, экспериментируют и быстро находят решения. Всё чаще ребята к моменту поступления в университет уже имеют портфолио: участвовали в олимпиадах, хакатонах, сделали свои проекты, попробовали стажировки. В Softline есть много специалистов, которые пришли в компанию во время стажировки в вузе. Об этом рассказывает директор департамента по обучению и развитию персонала «Софтлайн Решения» Анжелла Татарская (см. интервью раздела «Softline» от 6 ноября 2025 г.).

Анжелла Татарская («Софтлайн Решения»): Важен не язык, который изучает ребенок, а среда. Хорошая образовательная организация — это не та, где «проходят темы», а та, где ребенок делает проект, показывает его и может объяснить, что и зачем он делал. Обучение должно строиться от педагогической задачи: чему мы учим — алгоритмам, анализу данных, проектной работе? Именно среда формирует мышление, а не количество выученных команд.

Сегодня выбрать место для первого опыта в ИТ проще, чем когда-либо: источников огромное количество. Старшие школьники часто начинают с самообучения — ищут видеоуроки, повторяют проекты, задают вопросы ChatGPT и уже через ИИ получают объяснения и примеры кода. Для них это естественно: нужна программа — открыли чат и сделали. И это тоже обучение: самостоятельное, инициативное, ориентированное на результат.

Для младших детей лучше работают прикладные форматы — робототехника, инженерные кружки, простые игровые среды программирования. В этом возрасте ведущая деятельность — сенсорная, «через руки», поэтому робототехника остается самым комфортным входом в технологии: сразу видно результат, есть действие и обратная связь.

Для тех, кто готов к более системному развитию, существуют школы и курсы — от «первого погружения» до профессиональных программ.

В Softline реализации проектов для школ по дронам, робототехнике или профильным ИТ-классам мы начинаем не с оборудования, а с методики: программа, инфраструктура, обучение педагогов, сопровождение, безопасность. Важно, чтобы обучение не зависело от энтузиазма одного учителя. В одном из проектов мы полностью оснастили школу: лаборатории, планетарий, класс робототехники. Но главное — мы «запустили» всё это: обучили педагогов, встроили методику, и теперь дети реально программируют, моделируют и видят, как знания превращаются в результат.

Поэтому родителям я всегда предлагаю один вопрос, когда они выбирают среду для первого ИТ-опыта: «С чем ребёнок выйдет после курса?» Если с сертификатом — это не обучение. Если с проектом, который он может объяснить — это правильный выбор.

Денис Давыдов («Группа Астра»): Такой критерий — сильная школа по английскому и околоматематическим дисциплинам.

В компании «Интерпроком» постоянно открываются новые вакансии, и здесь всегда готовы подставить плечо молодым специалистам. Поддержка строится на тесном взаимодействии с вузами, системе наставничества, непрерывном обучении и, самое главное, — практике в масштабных проектах под руководством опытных профессионалов. Об этом рассказывает ИТ-директор компании «Интерпроком» Олег Слядников (см. интервью раздела «Интерпроком» от 19 ноября 2025 г.).

Олег Слядников («Интерпроком»): Если родители не готовы или не могут сами дать дошкольнику базовые ИТ-знания и хотят переложить это на образовательное учреждение, то разумнее выбирать программы в игровой форме. В них знания должны преподноситься занимательно и доступно, сочетать теорию с практикой и производить на ребенка яркий эффект от полученного результата. На мой взгляд, такой подход повышает заинтересованность и мотивацию движения в сторону ИТ. При этом стоит обратить внимание в программе обучения на широту охвата ИТ-специальностей, чтобы у ребенка не выработался стереотип, что ИТ – это только разработчики. А углубление и специализация, с моей точки зрения, – задача уже школьного этапа, начиная с 4-го класса. Имеет смысл воспользоваться рейтингами провайдеров услуг по ИТ-обучению, которые есть в Интернете, ознакомиться с программой и отзывами, отвести ребенка на пробные занятия.

Ксения Румбешт («Т1 Цифровая Академия»): Главное в обучении детей ИТ — не наличие новейшего оборудования, а правильная методика и поэтапный подход. Образовательная программа должна сочетать игру, логику и практику, помогая ребенку развивать системное мышление. Даже обычные школы при наличии базового технического оснащения, Интернета и квалифицированных педагогов могут давать базовые знания в ИТ. В крупных городах появляются опорные школы и технопарки, где школьники занимаются робототехникой, программированием и простейшими проектами на основе искусственного интеллекта.

Кирилл Новожихарев (Группа «Борлас»): Данный вопрос затрагивает очень многие аспекты, включая методологию, условия обучения и прочее. Можно долго рассуждать на эту тему, однако один из ключевых критериев – соответствие возрастным особенностям развития детей. Вопросы формирования личности и развития познавательных процессов уже достаточно подробно изучены, и ИТ-обучение как частный случай обучения в целом, конечно же, должно их учитывать.

Андрей Пашков (ГК «ЭОС»): Главный критерий – организация должна уметь учить именно тех детей, с которыми приходится работать. Современных детей со всеми их особенностями: нежеланием прилагать усилия для достижения целей, низким интересом к любым знаниям, для овладения которыми требуется сосредоточение и усидчивость. Не секрет, что многие родители придерживаются сейчас принципов «свободного воспитания» – позволяют ребенку самому выбирать, чему учиться и чем интересоваться. С позиции преподавателя достаточно серьезных и сложных ИТ-дисциплин это может восприниматься как детские капризы и лень. Если педагоги образовательной организации, специализирующейся на ИТ, умеют прививать интерес к получаемым знаниям и удерживать его достаточно долго – это уже замечательно. И не очень важно, на каком уровне ребенок освоил материал. С позиции родителя: если ребенок вдохновенно рассказывает, чему научился, а не описывает, к примеру, своих коллег по школе – это самый важный критерий удачного выбора учебного центра.

У «Сетевой Академии ЛАНИТ» есть примеры учеников, которые с раннего возраста начали постигать ИТ, а сейчас работают в ИТ-компаниях. Таких специалистов часто отличают более глубокое, интуитивное понимание основ, стойкая мотивация и высокая адаптивность к новым технологиям. Однако эти качества могут быть присущи и тем, кто пришел в ИТ позже, но мотивирован и хорошо подготовлен. Об этом говорит руководитель учебного отдела «Сетевой Академии ЛАНИТ» (входит в группу компаний ЛАНИТ) Павел Францев (см. интервью раздела «ЛАНИТ» от 20 ноября 2025 г.).

Павел Францев («Сетевая Академия ЛАНИТ»): Образовательная организация должна фокусироваться на развитии фундамента мышления (логика, креативность, решение проблем), использовать ИТ как средство познания мира, а не самоцель. Важны игровая форма обучения, соответствие возрасту, квалифицированные педагоги, стимулирующие интерес, безопасность и создание среды для исследования и творчества. Акцент делается на мотивации и формировании хорошей базы, а не на раннем освоении специфических хардскиллов.

Владимир Татаринцев («Базис»): При выборе образовательной среды на старте важно смотреть не на количество часов и модных слов, а на методику. Хорошая ИТ-программа учит мыслить, а не просто повторять действия за преподавателем. Важно, чтобы занятия вели педагоги, способные заинтересовать ребенка, грамотно выстраивать траекторию обучения и работать с разным уровнем подготовки. Практический и проектный подход — обязательное условие: ребенку важно видеть результат своего труда, будь то сайт, игра, мультфильм или простой робот. Значение имеет и безопасная, современная среда: как техническая, так и психологическая. Наконец, важным критерием становится участие образовательной организации в национальных инициативах - таких как «Код будущего», «Информационная культура» или использование платформ «Ростелеком Лицея» и Университета «Сириус». Это гарантия качества и соответствия образовательным стандартам.

Анна Сенаторова (Axiom JDK): Ребенку должно быть интересно, и в организации четко должны понимать ограничения детей этого возраста. Лучше все организовывать в игровой форме, без введения формальных понятий, и уметь в игровой форме объяснять смысл сложных понятий.

Александра Гергетт («Газинформсервис»): Выбирать ИТ-школу целесообразно только в том случае, если ребенок самостоятельно проявляет инициативу и глубокий интерес к сфере. Сегодня у многих детей расписание плотнее, чем у взрослых. Английский, логика, программирование, робототехника, шахматы, все подряд «для будущего». Родителям важно наблюдать, а не подталкивать. Настоящая мотивация рождается из любопытства, а не из страха упустить шанс.

Если родитель выбирает ИТ-школу или кружок, нужно смотреть не на модные названия вроде «юный айтишник», а на подход. Хорошая образовательная организация должна:

  • давать не «курс Python за 2 месяца», а развивать алгоритмическое мышление;
  • включать проектную работу, где ребенок видит результат (пусть даже это мультфильм в Scratch);
  • не перегружать теорией, а стимулировать интерес;
  • учить цифровой гигиене; это часть ИТ-грамотности, не менее важная, чем код.

Если ребенок после занятия хочет «поиграть дальше», а не «поскорее закончить», то школа выбрана правильно.

Евгений Широков («Код Безопасности»): Пожалуй, главный критерий – уровень подготовки специалистов-педагогов. При этом надо учитывать, что они должны знать, как работать с детьми, подходить к вопросам нагрузки и изучения различных сфер ИТ с максимальной гибкостью. Ведь в этой сфере очень легко перегнуть палку и в погоне за интересом детей обучить их не правильному отношению и обращению с ИТ-технологиями, а приобщить к «темным» вещам и вызвать, например, желание стать хакером.

Алексей Морковин («Рикор»): Главная цель – показать ребенку интересный вид деятельности, который в будущем можно сделать профессией. Следовательно, основные требования к образовательной дошкольной организации – обилие практики, интересных прикладных задач, а также умение преподавателей работать с детьми, понимание детской психологии. И главным «оценщиком» должен стать сам ребенок. Восторженные рассказы о программировании «змейки» и о пайке платы для робота-манипулятора, желание ребенка срочно бежать на новое занятие – наверное, лучший маркер хорошей образовательной организации.

Анна Шестакова (CESCA): Для младшего возраста самое важное – должная сертификация/аккредитация и отзывы родителей. С одной стороны, в таком возрасте акцент должен делаться на развитие общего мышления и логики. Без этих навыков невозможно далеко продвинуться ни в одной ИТ-профессии. С другой стороны, приоритет должен отдаваться организациям с четкой структурой обучения. Следует учитывать и возрастные особенности: маленькие группы лучше больших, очное обучение лучше онлайн-курсов, визуализация и проектный подход – как основа мотивации.

ICT-Online.ru: В каком направлении, по вашему мнению, будет развиваться рынок образовательных услуг для раннего введения в ИТ, приведет ли это к изменениям на рынке труда?

Денис Давыдов («Группа Астра»): Сильно сомневаюсь, что образовательные услуги для раннего развития в ИТ хоть как-то будут способствовать изменениям на рынке труда. Основа любого успешного специалиста в области ИТ — логика, математика и английский язык, а это дисциплины, которые требуют длительного даже базового освоения.

Олег Слядников («Интерпроком»): Согласно исследованию аналитического агентства Smart Ranking, по итогам первого квартала 2025 года суммарная выручка топ-100 крупнейших EdTech-компаний показала годовой прирост в 16 %. При этом детское образование демонстрирует впечатляющие результаты и является одним из самых быстрорастущих сегментов на рынке EdTech, его рост составил 31,6 %. Эти цифры наглядно демонстрируют большой потенциал этого сегмента образования. ИТ есть что предложить маленьким детям. Уже сегодня активно набирают обороты такие форматы, как домашнее онлайн-обучение и мобильное обучение, основанное на широком использовании смартфонов. Преподавание и образовательный процесс сочетают с геймификацией, чтобы вдохновлять и мотивировать на выполнение заданий.

Быстрое или микрообучение является растущей тенденцией в образовании. Оно предлагает подачу материала небольшими, удобными для восприятия фрагментами со средней продолжительностью от 3 до 15 минут в зависимости от возраста детей.

Уже существует ряд платформ, где дети программируют с помощью метода drag-and-drop, соединяя блоки по принципу сборки конструктора. Таким образом, в игровой графической форме они постигают основы алгоритмов, циклов и последовательностей, не знакомясь с написанием кода.

Еще одно перспективное направление — персонализированное обучение на основе искусственного интеллекта, учитывающее индивидуальные возможности ребенка. Технологии дополненной реальности и виртуальной реальности будут играть все более важную роль в образовании по мере их развития, делая обучение более увлекательным.

Получение ИТ-навыков в детстве, включая ИТ-гигиену, наряду с финансовой грамотностью, помогает подготовить юное поколение к жизни и работе в цифровом мире настоящего и будущего.

Ксения Румбешт («Т1 Цифровая Академия»): Раннее ИТ-образование уже сейчас пользуется большим спросом на рынке дополнительных образовательных услуг. В ближайшие годы эта тенденция будет только укрепляться. Все больше школ и кружков формируют программы, ориентированные на практические навыки — разработку, программирование и работу с искусственным интеллектом. Эти компетенции актуальны сегодня и останутся ключевыми в будущем, поскольку формируют основу для современных профессий.

Отдельное направление — подготовка специалистов, способных работать в условиях импортозамещения. Стране нужны инженеры и программисты, которые умеют не только разрабатывать собственные решения, но и интегрировать их с имеющейся инфраструктурой, создавать продукты «под ключ». Поэтому важно, чтобы в ходе образовательного процесса дети учились не просто писать программы, но и собирать роботов, управлять ими, тестировать и совершенствовать свои проекты. Особое место в системе подготовки занимают отечественные технологические экосистемы, включая 1С. Навыки работы с такими платформами особенно актуальны для дальнейшего трудоустройства в ИТ-компаниях и проектной работе в бизнесе.

Поскольку дети приходят в вузы уже с базовыми ИТ-навыками, образовательные программы высших учебных заведений неизбежно должны меняться — становиться более продвинутыми, переходить от базового уровня к углубленным практическим задачам. В результате выпускники будут выходить на рынок как «джуны+» — с уровнем подготовки, который раньше достигался только после первых лет работы. Таким образом работодатели получат более подготовленных специалистов, готовых включаться в проекты сразу после обучения.

Кирилл Новожихарев (Группа «Борлас»): Как упоминал выше, мы живем в цифровом обществе, технологии стремительно развиваются, меняя мир вокруг нас и во многом – нас самих. Однозначно, рынок образовательных услуг в ИТ-сфере и ряде других областей (например, финансов, безопасности) будет развиваться. Это требования времени и социального окружения, это знания, которые как минимум позволят ребенку стать успешно социализированной личностью и в целом реализовывать себя в интересной ему профессиональной деятельности.

Павел Францев («Сетевая Академия ЛАНИТ»): На рынке будет развиваться комплексный подход, где ИТ-решения – это средство для развития фундаментальных навыков мышления. Думаю, что мы можем ожидать усиления трендов на геймификацию, междисциплинарных проектов, акцент на этике при работе с технологиями ИИ и цифровой безопасности, а также развитие «бескодовых» и «малокодовых» инструментов для творчества. Это приведет к формированию на рынке труда кадров с сильными мета-навыками (умение учиться, адаптироваться, критически мыслить).

Владимир Татаринцев («Базис»): Мы видим несколько четких трендов. Уже сегодня геймификация, метавселенные, персонализированные траектории на базе искусственного интеллекта, адаптация курсов под основы Data Science, AI и кибербезопасности становятся частью образовательной повестки.

Наряду с этим растет внимание к развитию soft skills: умение работать в команде, презентовать идеи и доводить проекты до результата становится таким же важным, как и знание кода. Образование стремится к симбиозу онлайн и офлайн-форматов — теоретические блоки и тренажеры остаются в цифровой среде, а совместная работа над проектами переносится в «Кванториумы» и ИТ-кластеры.

Все это неизбежно повлияет на рынок труда. Уже к 18-20 годам молодые специалисты будут приходить в компании с практическими навыками, готовыми решениями и другим уровнем зрелости. Это поколение не будет воспринимать ИТ как нечто внешнее — цифровые инструменты станут для них естественной средой.

Анна Сенаторова (Axiom JDK): Как в ИТ, так и в других областях образовательные учреждения в дошкольном и младшем школьном возрасте - это больше про развлечения, вовлеченность и занятость детей, чем про развитие каких-то конкретных навыков. Тут имеем в виду умственную деятельность, так как в спорте и другой двигательной активности все немного по-другому. Так что развиваться этот рынок будет, но это не только и не столько про ИТ.

Александра Гергетт («Газинформсервис»): Рынок раннего ИТ-образования будет развиваться в сторону игровых и адаптивных форматов, где технологии становятся инструментом, а не целью. Появляются интерактивные среды с элементами ИИ, которые подстраиваются под темп и интерес ребенка, а также гибридные программы, сочетающие цифровые и реальные активности, робототехнику, творчество, исследования. Главный тренд - это развитие универсальных навыков мышления, а не ранняя специализация. Это приведет к тому, что на рынок труда придет поколение людей, умеющих учиться, быстро адаптироваться и работать в команде, то есть к специалистам будущего, а не просто «юным айтишникам».

Евгений Широков («Код Безопасности»): Есть два пути, по которому может пойти этот рынок: акцент на технологиях и слабое внимание на общеобразовательные вещи, то есть когда детей будет обучать просто хороший ИТ-специалист, а не настоящий педагог. Надо понимать, что из образовательного процесса нельзя исключать человека – ребенок берет пример только с того, кого видит и кому верит.

Именно поэтому среди множества всяких технологий (VR-обучения, интерактивных досок и заданий) главную роль должен играть человек, который будет настоящим учителем, а не просто знающим ИТ-специалистом. Это второй путь, и именно по нему нужно идти, иначе ранее обучение ИТ и ИБ, в основном отданное на откуп технологиям, приведет к деградации интеллектуального ресурса поколения.

Алексей Морковин («Рикор»): Пока развивается отрасль – будут развиваться и смежные детские индустрии, связанные с ней. Исходя из трендов, я бы ожидал интеграции ИИ в образовательный процесс: ИИ-преподаватели, системы оценки с помощью нейросетей и тому подобные нововведения. Другое направление, которое наверняка будет системно задействовано, – VR. Хотя бы потому, что так можно создать множество увлекательных форматов для привлечения талантливой молодежи.

Тренды детского дошкольного образования я бы рассматривал исходя из особенностей всей системы образования и потребностей рынка труда. В условиях кадрового дефицита стоит ожидать смещения традиционного фундаментального образования в колледжах и вузах в пользу прикладного образования на стажировках в различных организациях. Условно говоря, намного ценнее разработчик, который закончил школу, но может в одиночку написать мобильное приложение, чем разработчик, который едва ли стал junior, но имеет красный диплом технического вуза. И эти изменения уже наблюдаются в некоторых сферах ИТ. К примеру, фронтенд-разработчик уровня senior, у которого имеется только школьное образование, – уже массовое явление. Соответственно, дошкольное образование должно преследовать главную цель – увлечь ребенка решением прикладных задач организаций. Зачатки этих изменений уже также наблюдаются – крупные ИТ-компании массово занимаются работой с детьми с целью формирования будущего кадрового резерва: устраивают экскурсии в офисы и на производства, организуют конкурсы по разработке, приглашают на детские стажировки, устраивают «детские дни» для действующих сотрудников. Эти мероприятия позволяют создать долгосрочный кадровый резерв и уже сейчас держать в поле зрения специалистов, которые выйдут на рынок труда через 10-15 лет.

Анна Шестакова (CESCA): Основной тренд последнее время – повсеместное внедрение геймификации и мультимедийных технологий. Дети младшего возраста ещё только учатся самоорганизации – учителю нужно постоянно держать их фокус внимания, мотивировать и поощрять. ИТ тут выступает не исключением, а лишь подтверждает общее правило.

Также важно заметить, что базовое владение ИТ-технологиями – общее и единое требование для всех работодателей, и требования для новых поколений сотрудников будут только выше. В ближайшее время вероятно появление новых, помимо информатики, обязательных технических предметов или же ещё большая популяризация школ по программированию/цифровой грамотности. В целом, этот рынок будет только расти. Возможно, появятся очевидные лидеры в сфере раннего ИТ-образования. Сейчас у нас есть ведущие школы и вузы, которые ценятся на рынке, но могут появиться общепринятые рейтинги и для дополнительного образования дошкольников и младших школьников.

ICT-Online.ru: Большое спасибо всем за беседу!

Автор: Анна Тумакова.

Тематики: Кадры

Ключевые слова: ЭОС, обучение, Softline, ЛАНИТ, кадры, Борлас, Код безопасности, Интерпроком, Рикор, Газинформсервис, Т1, Базис, МТС Exolve, Группа Астра, Content AI, CESCA, Axiom JDK