— Павел, как вы считаете, со скольки лет можно начинать обучение ИТ, в каком возрасте к каким ИТ-направлениям может проявиться склонность, способность осваивать азы? Какие серьезные ИТ-навыки можно получить в дошкольных организациях, компьютерных школах, Кванториумах и т.д.?
— Обучение ИТ – фундамент мышления и познания мира – можно начинать с дошкольного возраста (5-7 лет), как только проявится интерес. Речь идет не о хардскиллах, а о развитии логического, алгоритмического и критического мышления, креативности через игровые методики и современные инструменты. Серьезные ИТ-навыки в этом возрасте – это, скорее, основы логики, последовательности, базовой цифровой грамотности и решения простых задач, которые формируются через игру и проектную деятельность. Интерес к конкретным ИТ-направлениям (дизайн, программирование, инженерия) проявятся позже на основе этого фундамента.

Руководитель учебного отдела «Сетевой Академии ЛАНИТ»
(входит в группу компаний ЛАНИТ) Павел Францев
Фото: ЛАНИТ
— Есть ли у ИТ-специалистов, которые начали учиться ИТ в детстве, преимущества перед теми, кто начал путь в ИТ позже — с колледжа или вуза? Как к такому образовательному бэкграунду относятся эйчары?
— Всё индивидуально, зависит от интересов, предрасположенности, мотивации. Прямого автоматического преимущества у тех, кто начал раньше, нет. Выиграет тот, кто более заинтересован, обладает хорошей базой фундаментальных навыков и способен к постоянному обучению. Эйчары ценят реальные навыки, портфолио, потенциал и способность к адаптации, а не только возраст, когда кандидат начал погружаться в ИТ.
— Каким критериям должна соответствовать образовательная организация для дошкольников и младших школьников, чтобы ее можно было рекомендовать как первую ступень для ИТ-обучения?
— Образовательная организация должна фокусироваться на развитии фундамента мышления (логика, креативность, решение проблем), использовать ИТ как средство познания мира, а не самоцель. Важны игровая форма обучения, соответствие возрасту, квалифицированные педагоги, стимулирующие интерес, безопасность и создание среды для исследования и творчества. Акцент делается на мотивации и формировании хорошей базы, а не на раннем освоении специфических хардскиллов.
— Есть ли в вашей компании специалисты, которые с раннего возраста начали учиться ИТ? Много ли их, отличает ли их что-либо от коллег?
— У меня есть примеры учеников, которые сейчас работают в ИТ-компаниях. Таких специалистов часто отличают более глубокое, интуитивное понимание основ, стойкая мотивация и высокая адаптивность к новым технологиям. Однако эти качества могут быть присущи и тем, кто пришел в ИТ позже, но мотивирован и хорошо подготовлен.
— В каком направлении, по вашему мнению, будет развиваться рынок образовательных услуг для раннего введения в ИТ, что интересного на нем может появиться, приведет ли это к изменениям на рынке труда?
— На рынке будет развиваться комплексный подход, где ИТ-решения – это средство для развития фундаментальных навыков мышления. Думаю, что мы можем ожидать усиления трендов на геймификацию, междисциплинарных проектов, акцент на этике при работе с технологиями ИИ и цифровой безопасности, а также развитие «бескодовых» и «малокодовых» инструментов для творчества. Это приведет к формированию на рынке труда кадров с сильными мета-навыками (умение учиться, адаптироваться, критически мыслить).
— Большое спасибо за беседу!