Сотовая связь возвращается в московское метро. Теперь - даже с 4G

Столичный транспортный департамент и операторы «большой четверки» - «МегаФон», МТС, «Билайн» и «Ростелеком» - наконец-то утвердили техническое задание на строительство единой сети связи в московском метрополитене. Реализация проекта начнется как только столичное метро определится с подрядчиком. После завершения строительства, которое ориентировочно завершится через два года — к 2017 году, в метрополитене появится сеть, поддерживающая все новые технологии, включая 4G. Напомним, что развитие сотовой связи в московском метро на данный момент стагнирует вот уже как несколько лет.

По данным ICT-Online.ru, недавно в департаменте транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы состоялось совещание с представителями «большой четверки» мобильных операторов. На встрече обсуждались технические условия для полного покрытия сотовой связью столичного метрополитена, в том числе с помощью базовых станций LTE. По итогам совещания стороны согласовали техническое задание, учитывающие требования и пожелания всех заинтересованных сторон — над ним команда специалистов операторов работал несколько последних месяцев. Из особенностей проекта — поддержка всех частотных диапазонов — 800/900 Мгц, 1800/1900 МГц, 2100 Мгц и 2600 Мгц (на последнем, по данным ICT-Online.ru, особенно активно настаивал «МегаФон»). Предусматривается, что в новую сеть войдет та инфраструктура под землей, которой сейчас располагают операторы (в частности, от «Билайна» достанется бесценный излучающий кабель, который есть только у него и который обеспечивает связь в перегонах и тоннелях. Правда, есть вопрос — на сколько он сможет поддержать все предполагаемые диапазоны).

В скором времени ГУП «Московский метрополитен» проведет тендер и определится с подрядчиком.

Проект предусматривает строительство единой сети, то есть операторы связи получат уже готовую инфраструктуру, не вкладывая больших средств на первоначальном этапе в ее создание, и будут платить за ее аренду — после запуска сети в коммерческую эксплуатацию. Бюджет проекта составляет порядка 4 млрд. рублей, а срок его окупаемости по предварительным прогнозам может занять от 7 до 10 лет. За эти деньги будущий подрядчик должен будет построить сеть, которая сможет покрыть всю территорию московского метрополитена. Эксперты считают, что вероятным подрядчиком данного проекта может стать компания «Ростелеком», еще одним претендентом на инвестиции является компания «ТрансТелеКом». Интерес к проекту проявила также МГТС.

У операторов «большой тройки» уже есть опыт совместной работы на объектах, где инфраструктуру обеспечивает единый поставщик — в частности, это башня «Совет Федераций», где в роли владельца сети выступает «Тотал Телеком» и собирает с сотовых компаний арендные и сервисные платежи.

Напомним, что сегодня сотовая связь в Московском метрополитене работает в 10 % туннелей и на 80 % станций. С июля 2011 года мобильные операторы практически полностью свернули строительство сетей связи. Причиной отказа от развития мобильной связи в столичной «подземке» стал рост тарифов на доступ к инфраструктуре метрополитена — это случилось вскоре после прихода нового на тот момент руководства последнего. В последующие годы качество связи в метро вызывало недовольные отзывы от абонентов. В ноябре 2013 года операторы большой тройки отправили мэру Москвы Сергею Собянину коллективное письмо, которое подписали генеральный директор «ВымпелКома» Михаил Слободин, президент МТС Андрей Дубовсков и генеральный директор «МегаФона» Иван Таврин. В послании градоначальнику представители операторов отметили, что свернули все работы по развитию сотовой связи в метрополитене из-за значительного повышения тарифов на работы по монтажу сетей связи. Причем, как заявили компании большой тройки, тарифы были увеличены в одностороннем порядке без консультаций с  профильными департаментами мэрии и операторами связи.

Кроме того, по словам топ-менеджеров, к тарифам прибавились дополнительные единоразовые платежи: за право размещения оборудования и кабеля в размере 1,16 млн рублей за один «станционный комплекс» и 1,11 млн рублей за 1 км кабеля. По данным большой тройки, с учетом общей протяженности московского метрополитена (порядка 320 км) и покрытия одной базовой станцией трех станций метро, операторы должны были совместно инвестировать 1,3 млрд. рублей. Представители большой тройки расценили повышение тарифов как заградительную меру, что не способствует выполнению государственных программ Москвы «Развитие транспортной системы на 2012-2016 гг.» и «Информационный город 2012-2016». При этом, в частных беседах представители сотовых операторов не скрывают, что с точки зрения коммерции «подземные» сети не выгодны — в лучшем случае, работают «в ноль», и носят скорее социальный и имиджевый характер.

В итоге, без обеспечения сотовой связью остались все новые, запущенные с той поры, станции столичного метрополитена. Операторы фактически прекратили работы по развитию существующих сетей — хотя, ходят слухи, что на днях МТС намерена объявить о запуске услуг на двух ветках метрополитена.

Озабоченность мобильных операторов, видимо, подтолкнуло мэрию Москвы к конкретным шагам. В столичном правительстве решили не снижать тарифы, а полностью пересмотреть работу по внедрению сотовой связи в метрополитене. Московские власти решили, что необходимо построитьПосле ряда  единую инфраструктуру для сотовой связи. После этого единая команда технический специалистов «большой четверки» приступила к разработке ТЗ, которое и было защищено недавно.

На сегодняшний день все заинтересованные стороны ждут объявления тендера на проведение необходимых работ, который может состояться до конца лета.

 

Подробности

Впервые сотовая связь проникла в московский метрополитен в январе 2000 года. Компания МТС, использовав инфраструктуру компании «МетроТелеком» дала возможность своим абонентам общаться под землей. К 2002 году оператор ввел в эксплуатацию оборудование на всех платформах, переходах и эскалаторах в пределах кольцевой линии. В 2003 году МТС взялась за освоение радиальных линий, а в марте 2007 года компания обеспечила связь на всех станциях столичной «подземки». В марте 2001 года в метрополитене начал оказывать услуги связи «Билайн», а в июле 2004 года - «МегаФон».

По данным исследования интернет-портала «Джитудей» на 15 августа 2011 года, мобильные операторы предоставляли услуги связи 2G на более чем 180 станциях метрополитена. Лидером является «МегаФон», сеть которого присутствует на 185 станциях метро. «Билайн» и «МТС» обеспечивают связью 2G одинаковое количество станций — 183.

Что касается связи 3G, то лидером в московском метрополитене также является «МегаФон» - 107 станций. За ним следует МТС, предоставляющая услуги связи третьего поколения на 67 станциях. Оператор «Билайн» подключил к 3G 43 станции. 

 

 

Автор: Борис Беляев.

Тематики: Мобильная связь, Интернет

Ключевые слова: мобильный Интернет, 4G