О решении совета директоров "МегаФона" говорится в сообщении, которое опубликовано на портале Центра раскрытия корпоративной информации. 26 ноября 2015 г. "МегаФон" принял решение учредить компанию ПБК с уставным капиталом в размере 5 млн руб.
"Эта компания на 100% будет принадлежать "МегаФону". ПБК создается с целью оптимизации издержек на содержание и обслуживание объектов связи, а также для повышения эффективности управления башенной инфраструктурой. Эта компания станет центром компетенции по управлению башенной инфраструктурой, сможет более оперативно принимать организационные решения, обеспечивая эффективное развитие сети и улучшение качества связи для клиентов", - пояснила репортеру ComNews руководитель пресс-службы головного офиса "МегаФона" Юлия Дорохина.
Когда именно компания будет учреждена и кто ее возглавит, она не стала уточнять. Юлия Дорохина также не раскрыла, каким количеством башен владеет "МегаФон".
По мнению начальника управления операций на российском фондовом рынке ИК "Фридом Финанс" Георгия Ващенко, существенных изменений в консолидированной отчетности это не вызовет, поскольку активы будут переведены с одной компании на другую. Поэтому аналитик не видит никакой финансовой выгоды от учреждения ПБК.
На взгляд руководителя департамента беспроводных технологий J’son & Partners Consulting Виталия Солонина, теоретически решение учредить ПБК должно иметь положительный эффект. "Оператор фактически перестает выполнять функции инфраструктурной компании и становится скорее сервис-провайдером, который может больше внимания уделить маркетингу, а также развитию новых перспективных сегментов, включая Интернет вещей, 5G и многое другое", - заметил он.
Ранее газета "Ведомости" со ссылкой на слова одного из партнеров "МегаФона" сообщала, что в дальнейшем оператор планирует продать ПБК. Юлия Дорохина не стала в пятницу отвечать на вопрос, будет ли ПБК продана в будущем.
Как считает финансовый аналитик ИХ "Финам" Тимур Нигматуллин, выделение "МегаФоном" принадлежащих ему вышек в отдельную компанию связано с подготовкой данного актива к возможной продаже. При нормальной рыночной и макроэкономической обстановке экономического смысла в этом немного. В частности, как добавил аналитик, при прочих равных вертикальная интеграция позволяет существенно повысить качество абонентского обслуживания и получить конкурентное преимущество с точки зрения зоны покрытия.
"Однако сейчас российские операторы могут пойти на продажу вышек, чтобы сократить операционные расходы и получить доступ к дополнительным финансовым ресурсам, в том числе для наращивания капиталовложений, - заметил Тимур Нигматуллин. - Тем более, после получения оператором Tele2 частот ПАО "Ростелеком" (речь идет о совместном предприятии двух компаний - "Т2 РТК Холдинг" - Прим. ComNews) и инфраструктуры, наличие собственных вышек более не является ключевым конкурентным преимуществом для российских операторов".
Другие операторы "большой четверки" не стали уточнять, планируют ли они выделять принадлежащие им вышки в отдельные компании.
"Tele2 всегда эффективно управляла собственной инфраструктурой и использовала все возможности для снижения стоимости при сохранении надлежащего уровня качества. В частности, мы арендуем объекты у инфраструктурных компаний - "Вертикаль", "Русские Башни" - и сотрудничаем с другими операторами в плане совместного использования пассивной инфраструктуры, что позволяет нам эффективней строить и использовать сети. Но компания всегда открыта к новым предложениям", - сказала пресс-секретарь Tele2 Ольга Галушина.
По словам аналитика ИК "Премьер" Сергея Ильина, общая тенденция среди операторов - по возможности дистанцироваться от инфраструктурной составляющей бизнеса, поскольку на текущем уровне проникновения она не генерирует никакой добавленной стоимости. "Операторы стараются договориться о совместном использовании инфраструктуры, чтобы разделить риски и инвестиционную нагрузку", - сказал репортеру ComNews Сергей Ильин.
Как говорит Виталий Солонин, строительство и управление антенно-мачтовыми сооружениями (АМС) - это достаточно хлопотный бизнес, который оттягивает у операторов мобильной связи значительные ресурсы. Во многих странах мира, включая Индию и Китай, существуют специализированные компании, которые занимаются строительством и сдачей в аренду мачт, башен и столбов, позволяя операторам сосредоточиться на основном бизнесе и значительно сократить капитальные затраты.
Выделение "башенного" бизнеса в отдельную компанию позволит "МегаФону" сосредоточиться на основном бизнесе и при этом не потерять контроль на рынке аренды сайтов. При этом ПБК может выступать как полноценная "башенная" компания, предлагая другим сотовым операторам позиции на имеющихся сооружениях "МегаФона", а также строить новые сайты для всех участников рынка, сдавая их в аренду. Хотя, как резюмировал Виталий Солонин, процесс масштабного строительства инфраструктуры для размещения базовых станций фактически завершен и эта составляющая "башенного" бизнеса уже не так актуальна, как несколько лет назад.
Президент ГК "Русские Башни" Александр Чуб говорит, что компания с оптимизмом и интересом встречает нового игрока на рынке башенной инфраструктуры. Он подчеркнул, что появление ПБК означает, что рынок формируется и быстро развивается. "Решение "Мегафона" подтверждает бизнес-модель, которой следует группа "Русские Башни" с самого начала - выделение строительства и управления антенно-мачтовыми сооружениями в отдельный бизнес и предоставление операторам услуг размещения оборудования. Ключевым фактором успеха бизнес-модели башенного оператора мы считаем независимость, предоставляющую всем участникам телеком-рынка равные возможности по размещению оборудования на этих сооружениях", - рассказал репортеру ComNews Александр Чуб.
На вопрос, рассматривают ли "Русские Башни" возможность в дальнейшем приобрести ПБК, Александр Чуб ответил так: "Акционеры и менеджеры группы компаний "Русские Башни" с большим интересом относятся к приобретению объектов инфраструктуры на российском телеком-рынке, в том числе и в виде покупки башенных компаний. Мы внимательно изучаем каждую возможность".
Андрей Федосеев