Ассоциация компаний розничной торговли (АКОРТ) направила главе Федеральной антимонопольной службы (ФАС) России Игорю Артемьеву письмо, в котором отвергает обвинения в адрес «М.Видео», «Эльдорадо», «Юлмарта» и DNS, в отношении которых ведомство ранее возбудило дело о завышении розничных цен на приставки для приема цифрового ТВ.
Дефицит ТВ-приставок ранее затронул Тверскую область, которая 3 декабря стала первым регионом, где отключили аналоговое вещание. Вскоре после отключения СМИ сообщили о серьезном росте цен на приставки в местной рознице. 11 декабря губернатор Тверской области Игорь Руденя заявил о стабилизации ситуации, а спикер Совета федерации Валентина Матвиенко раскритиковала Минкомсвязь за недостаточную подготовленность к переходу на цифровое ТВ.
Председатель президиума АКОРТ Сергей Беляков в письме в ФАС уточняет, что ритейлеры, 10 декабря узнав о дефиците ТВ-приставок, направили в Тверскую область дополнительные устройства по цене ниже 1 тыс. руб. Позднее в рамках совещания в Минпромторге ведомства решили создать рабочую группу с ритейлерами, чтобы выработать подход по поставкам дополнительных приставок в регионы, где отключается аналоговое ТВ. 12–13 декабря с ФАС была достигнута договоренность об обмене информацией о продажах приставок, говорится в письме.
Но уже 13 декабря ФАС возбудила дело в отношении ритейлеров.
«Мы считаем, что такого рода необоснованные обвинения оказывают негативное влияние на имидж добропорядочных компаний»,— говорится в письме. Сергей Беляков просит главу ФАС вернуть дело на проработку и встретиться с руководителями компаний. В ФАС подтвердили “Ъ” получение письма, не предоставив комментариев.
Ажиотажный спрос на ТВ-приставки в Тверской области был вызван «недостаточной координацией структур исполнительной власти, включая ФАС», говорится в письме АКОРТ. У органов исполнительной власти было три года для информирования населения о переходе на цифровое ТВ, напомнили во вторник “Ъ” в ассоциации. «Если бы за это время с АКОРТ, например, была налажена коммуникация по теме перехода на цифровое вещание, то никаких сложностей не возникло бы, поскольку сейчас на рынке есть достаточное предложение для любого покупателя»,— отметил представитель АКОРТ.
Агитационная работа среди населения о переходе на цифровое вещание практически не велась, несмотря на заявления Минкомсвязи, и достаточных средств на нее не выделялось, согласен вице-президент Ассоциации кабельного телевидения России Михаил Силин. Ответственность за ажиотаж и дефицит приставок лежит на ФГУП «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» (РТРС), которое отвечало за программу цифровизации, уверен господин Силин. «Это не исполнительная власть, а вполне определенная компания РТРС, которая строила сеть, но сил на маркетинговую кампанию не потратила»,— сказал он. Претензии в адрес ритейлеров Михаил Силин считает некорректными, поскольку «все во время ажиотажного спроса повышают цены». «Не может же власть принять ответственность на себя в этом случае. Значит, нужно кого-то обвинить»,— заключает эксперт, отмечая, что сейчас агитационная кампания наконец стала более интенсивной.
Власти никак не отвечают за ажиотажный спрос на ТВ-приставки, возражает заместитель главы Минкомсвязи Алексей Волин. «Более того, сети предупредили, что спрос будет, и сказали, что не надо завышать цены. Везде с ФАС будем цены мониторить и создавать проблемы тем, кто их завышает»,— подчеркнул он.
По оценке группы «М.Видео—Эльдорадо», за девять месяцев 2018 года было продано 1,3 млн цифровых приставок (рост на 5% год к году), включая бренды D-Color, DEXP, BBK, DENN, Harper и Supra. Объем продаж в рознице за этот период составил 1,5 млрд руб., средняя цена устройства — 1130 руб.
Дмитрий Шестоперов, Анна Афанасьева