После периода стремительной адаптации к новым экономическим и геополитическим условиям динамика развития экосистем на потребительских рынках страны начала демонстрировать признаки замедления. Это проявляется в отказах от малоперспективных направлений и концентрации на ключевых, в снижении темпов роста проникновения подписок, и в целом в большем прагматизме. Последний вызван в том числе ужесточением кредитно-финансовой политики к концу 2024 года, — говорится в годовом отчёте МТС за 2024 год.
«Экосистемы продолжат совершенствование потребительских общеэкосистемных механик и существующих услуг, но в наращивании продуктовых портфелей можно ожидать перенос усилий с самостоятельной разработки и M&A на привлечение партнеров, интеграцию их продуктов в комплексные предложения своих экосистем», — отмечает компания.
При том у большинства экосистем наблюдается новый фокус — B2B, сегмент услуг для компаний: формируются продуктовые B2B-портфели вокруг базовых, ключевых компетенцией. Например, у «Яндекса», VK и у экосистем-маркетплейсов с их «помогающими» сервисами для продавцов. Озвучены даже отдельные планы по полному обособлению таких бизнес-направлений.
Этот тренд связан и с большими перспективами в B2B по сравнению с насыщенными B2C рынками, и с возможностями повторного использования экосистемами накопленных инструментов B2C-рынка в B2B-сегменте, переносом туда «потребительских» маркетинговых и пользовательских механик.
Определенный переход количества в качество наблюдается в области ИИ: от создания экспериментальных моделей и продуктов-демонстраторов многие экосистемы в России переходят к практическому внедрению больших языковых и генеративных ИИ-моделей в свои базовые продукты или даже к созданию совершенно новых продукты на их базе ИИ.
По части основных технологических и бизнес-трендов, в частности, в телеком-области они в целом за год не изменились, указывает МТС в годовом отчёте с фокусом на мировой рынок. Растущее проникновение 5G способствует разгрузке мобильных сетей, но не дает явных преимуществ и новых продуктов для простых потребителей.
При этом по-прежнему ожидается, что дополнительная выручка операторов от 5G, вероятно, будет определяться спросом на новые высоконагруженные сервисы со стороны B2B.
Продолжает расти количество соглашений о партнерстве между спутниковыми и мобильными операторами в области «внеземных» (NTN) сетей для прямой связи спутник-стандартный смартфон. Пока усилия сосредоточены на обеспечении доставки СМС, но уже возможна и передача данных. В среднесрочной перспективе наиболее многообещающим видится внедрение отдельного подстандарта (5G NTN), благодаря чему, вероятно, удастся обеспечить и более высокое качество связи, и бесшовность перехода между наземным и спутниковым сетевыми сегментами.
В области ИИ продолжается активный поиск и точечное внедрение решений с понятным коммерческим эффектом во внутренние бизнес-процессы и определенные типы коммерческих продуктов, например, разработка ПО и работа с юридическими документами. Отдельно стоит отметить разного рода направления деятельности в области создания контента: расширение применения ИИ-инструментов может оказать существенное влияние на другие отрасли, такие как кинопроизводство и UGC-видеосервисы — как за счет снижения стоимости, так и увеличения разнообразия предложения.
МТС добавляет, что вопросы мировой политики, экономики и демографии, такие как деглобализация, обособление локальных рынков, ограничения на глобальный интернет или деятельность цифровых гигантов, старение и убыль населения, уже напрямую влияют на большинство компаний, на пути развития технологий, создавая известные проблемы в поставках, в привлечении персонала, но одновременно и открывая новые горизонты.