— Ксения, как вы считаете, со скольких лет можно начинать обучение ИТ, в каком возрасте к каким ИТ-направлениям может проявиться склонность, способность осваивать азы? Какие серьезные ИТ-навыки можно получить в дошкольных организациях, компьютерных школах, Кванториумах и т.д.?
— Изучать базовые принципы ИТ можно с раннего возраста, но подход должен быть адаптирован к возможностям ребенка. В дошкольном возрасте обучение должно проходить в игровой форме — через логические задачи, настольные игры, простейшие конструкторы и робототехнические наборы. Склонность к техническому мышлению часто проявляется у детей, которые любят систематизировать предметы, строить конструкции, надолго погружаются в одно занятие. В начальной школе уже можно добавлять базовые основы программирования, работу с визуальными языками программирования и простыми алгоритмами — это помогает развивать аналитическое мышление без перегрузки.

Директор департамента корпоративного обучения и развития талантов ИТ-холдинга Т1,
руководитель «Т1 Цифровая Академия» Ксения Румбешт
Фото: Т1
— Есть ли у ИТ-специалистов, которые начали учиться ИТ в детстве, преимущества перед теми, кто начал путь в ИТ позже — с колледжа или вуза? Как к такому образовательному бэкграунду относятся эйчары?
— Преимущества у раннего старта в ИТ действительно есть: у таких специалистов больше времени на практику, они раньше понимают принципы построения систем и уверенно чувствуют себя в технологичной среде. Однако это не гарант успешной карьеры. В ИТ-сфере востребованы не только hard skills, но и гибкие компетенции — коммуникация, усидчивость, готовность учиться и меняться. Поэтому HR-специалисты оценивают не возраст, в котором человек начал обучение, а совокупность качеств и опыта. Те, кто пришел в ИТ после колледжа или университета, нередко обладают более зрелым мышлением и осознанным подходом к профессии, что также высоко ценится.
— Каким критериям должна соответствовать образовательная организация для дошкольников и младших школьников, чтобы ее можно было рекомендовать как первую ступень для ИТ-обучения?
— Главное в обучении детей ИТ — не наличие новейшего оборудования, а правильная методика и поэтапный подход. Образовательная программа должна сочетать игру, логику и практику, помогая ребенку развивать системное мышление. Даже обычные школы при наличии базового технического оснащения, Интернета и квалифицированных педагогов могут давать базовые знания в ИТ. В крупных городах появляются опорные школы и технопарки, где школьники занимаются робототехникой, программированием и простейшими проектами на основе искусственного интеллекта.
— Есть ли в вашей компании специалисты, которые с раннего возраста начали учиться ИТ? Много ли их, отличает ли их что-либо от коллег?
— Да, в ИТ-холдинге Т1 работают специалисты, которые с детства были погружены в техническую среду — нередко это представители инженерных династий. Их родители трудились в НИИ и на производственных предприятиях, поэтому интерес к технологиям формировался с ранних лет. Такие сотрудники отличаются фундаментальным подходом и системным мышлением, но в целом в ИТ нет жестких правил: успешными становятся и те, кто пришел в профессию позже.
— В каком направлении, по вашему мнению, будет развиваться рынок образовательных услуг для раннего введения в ИТ, что интересного на нем может появиться, приведет ли это к изменениям на рынке труда?
— Раннее ИТ-образование уже сейчас пользуется большим спросом на рынке дополнительных образовательных услуг. В ближайшие годы эта тенденция будет только укрепляться. Все больше школ и кружков формируют программы, ориентированные на практические навыки — разработку, программирование и работу с искусственным интеллектом. Эти компетенции актуальны сегодня и останутся ключевыми в будущем, поскольку формируют основу для современных профессий.
Отдельное направление — подготовка специалистов, способных работать в условиях импортозамещения. Стране нужны инженеры и программисты, которые умеют не только разрабатывать собственные решения, но и интегрировать их с имеющейся инфраструктурой, создавать продукты «под ключ». Поэтому важно, чтобы в ходе образовательного процесса дети учились не просто писать программы, но и собирать роботов, управлять ими, тестировать и совершенствовать свои проекты. Особое место в системе подготовки занимают отечественные технологические экосистемы, включая 1С. Навыки работы с такими платформами особенно актуальны для дальнейшего трудоустройства в ИТ-компаниях и проектной работе в бизнесе.
Поскольку дети приходят в вузы уже с базовыми ИТ-навыками, образовательные программы высших учебных заведений неизбежно должны меняться — становиться более продвинутыми, переходить от базового уровня к углубленным практическим задачам. В результате выпускники будут выходить на рынок как «джуны+» — с уровнем подготовки, который раньше достигался только после первых лет работы. Таким образом работодатели получат более подготовленных специалистов, готовых включаться в проекты сразу после обучения.
— Большое спасибо за беседу!