В России создадут базу биометрических данных мошенников. Такое поручение дал премьер-министр Михаил Мишустин.
Разработкой базы займутся Минцифры, МВД и Роскомнадзор при участии Банка России. Согласно документу, создать ее должны до 1 апреля 2026 года. При этом министерствам необходимо «оценить возможность использования операторами связи с согласия граждан технологий искусственного интеллекта для блокировки телефонных вызовов мошенников».
Впервые о планах правительства создать базу биометрических образцов мошенников сообщалось в ноябре 2024 года — уточнялось, что в ней будут, в частности, образцы голосов мошенников. Министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Максут Шадаев рассказывал, что в России обсуждается большой пакет мер по антифроду (борьба с мошенничеством), и база входит в перечень мер. Кроме того, операторам могут дать возможность использовать ИИ в телефонных звонках: так они смогут выявлять попытки воздействия на абонентов и разрывать соединение.
При этом источник «Ведомостей» уточнял, что образцы биометрии злоумышленников будут передаваться в МВД в случае, если абонент напишет заявление о преступлении. В то же время у оператора должна сохраниться запись разговора с мошенником.
«Известия» направили запрос в МВД России, Минцифры и Роскомнадзор. В Минцифры сообщили, что инициатива сейчас находится «в проработке».
— Ранее возможность вести базу номеров мошенников и базу векторов их голосов предусматривалась в первом пакете мер по борьбе с кибермошенничеством. Однако инициатива не вошла в итоговый документ, — пояснили в пресс-службе. — Теперь такая возможность и ее параметры прорабатываются с заинтересованными ведомствами и отраслью в рамках второго пакета мер, чтобы соблюсти права и интересы граждан. Она может существенно помочь в борьбе с кибермошенниками.
Внедряемая база данных — это система, предназначенная для хранения и обработки биометрических данных, которые уникальны для каждого человека и используются для его идентификации. К таковым могут относиться отпечатки пальцев, радужная оболочка глаза, голос, лицо, а также поведение пользователя, например способы набора текста, объясняет «Известиям» киберэксперт и инженер-аналитик компании «Газинформсервис» Екатерина Едемская.
— Биометрическая база данных необходима для повышения уровня безопасности и упрощения процессов идентификации в различных сферах жизни. Она может использоваться для предотвращения мошенничества, защиты от несанкционированного доступа, а также для борьбы с преступностью, — отмечает эксперт.
К примеру, поясняет она, такие базы могут использоваться для проверки личности при входе в системы, на границе или при совершении финансовых операций. Они позволяют значительно повысить точность идентификации, так как биометрические данные сложны для подделки.
В данном случае, поясняет GR-директор ИБ-компании «Код Безопасности» Александра Шмигирилова, речь идет о том, чтобы собрать голосовые данные злоумышленников на единой платформе и подключить к ней операторов связи. В таком случае можно будет отображать информацию о потенциально мошенническом звонке, предупреждая пользователей. При этом анализ и систематизация данных могут быть основаны на ИИ-технологиях.
Как объясняет Екатерина Едемская, в целом процесс создания баз начинается со сбора данных: с помощью специализированных сенсоров или устройств, таких как сканеры отпечатков пальцев, камеры или микрофоны. После этого данные (в данном случае — тембр и частота голоса, манера речи) преобразуются в уникальные цифровые шаблоны, которые сохраняются в базе.
— Когда человек повторно обращается к системе для аутентификации или проверки, его биометрические данные снова считываются и сравниваются с уже сохраненными шаблонами. Если данные совпадают, система подтверждает личность пользователя. Такой процесс позволяет очень точно и быстро идентифицировать человека и, как вариант, отключить звонок, — рассказывает собеседница «Известий».
При этом, считают эксперты, при создании такой базы высока вероятность столкнуться с рядом сложностей — как технических, так и юридических. К первым могут относиться обеспечение точности и надежности системы.
— Биометрические данные могут изменяться с возрастом, болезнями или из-за других факторов, что может затруднить идентификацию человека, особенно если система не может адаптироваться к таким изменениям. Например, отпечатки пальцев могут становиться менее четкими, а распознавание голоса — ошибочным при наличии посторонних шумов, — говорит Едемская.
Другой возможной проблемой эксперт называет тот факт, что современные мошенники всё чаще используют не телефонные звонки, а мессенджеры и другие онлайн-платформы для связи с жертвами. Для решения, возможно, будет необходимо разработать дополнительные меры по сбору биометрических данных из голосовых сообщений в мессенджерах. Это может включать создание механизмов для записи и анализа голосов пользователей, которые взаимодействуют через такие платформы.
— Однако важно, чтобы эти меры не нарушали законов о конфиденциальности и защите личных данных. Например, потребуется учитывать необходимость получения согласия от пользователей мессенджеров на сбор их биометрических данных и четко определять, как эти данные будут использоваться. А сами компании должны сотрудничать с правоохранительными органами для обеспечения возможности анализа голосовых сообщений, — поясняет эксперт.
В пресс-службе «Билайна» «Известиям» пояснили, что создание биометрической базы направлено на разработку эффективного самообучающегося механизма противодействия телефонному мошенничеству. Сегодняшний подход операторов предполагает использование больших языковых моделей (LLM), определяющих контекст разговоров и инициирующих защиту абонентов лишь после обнаружения признаков потенциального мошенничества. Это замедляет реакцию системы, поскольку выявление новых сценариев требует дополнительного времени.
— Перспективная технология должна обеспечить возможность быстрой идентификации голосов злоумышленников посредством интегрированной биометрической базы данных. Такая система позволит мгновенно распознавать ранее зафиксированные случаи мошенничества и оперативно реагировать на неизвестные схемы обмана. Самообучающаяся модель повысит эффективность борьбы с преступностью путем оперативного анализа и блокировки подозрительных вызовов, — отметил собеседник портала.
Реализация подобного подхода сопряжена с рядом технических трудностей и необходимостью тщательной проверки предложенных решений. Предполагается, что если голос звонящего совпадает с голосом известного мошенника, предлагается информировать абонента голосовым сообщением и автоматически прерывать звонок, обеспечивая дополнительную безопасность пользователей.
Другая проблема, которая может возникнуть при создании базы, связана с юридическими аспектами. Во-первых, объясняет «Известям» адвокат Шон Бетрозов, непонятно, на каком основании туда будут попадать предполагаемые мошенники.
— В российском праве действует презумпция невиновности — человека нельзя считать преступником, пока суд не вынес приговор. Если начать включать в базу тех, кто только подозревается в преступлении, это нарушит Конституцию. Даже если запись есть, ее использование должно быть строго по закону. То есть для внесения в базу должен быть обвинительный приговор, — говорит юрист.
Пока предполагается, что образцы голосов будут передавать в МВД после того, как человек пожалуется на мошенничество, а оператор сохранит запись звонка. Голос обработают специальной программой и сохранят шаблон. Но и передача, и хранение записи требуют законных оснований — а таких правил пока нет. Как нет и отдельного порядка, который определит срок хранения данных в базе и условия удаления информации, если человек вдруг попадет в базу по ошибке.
Кроме того, добавляет эксперт, важно учитывать, что автоматическая система фильтрации звонков по голосу может привести к неожиданным последствиям. Например, если человек, ранее замешанный в мошенничестве, звонит родным по вполне законным причинам, его голос всё равно будет распознан как подозрительный. Система может заблокировать вызов, даже если содержание разговора не связано с преступлением. Это создает риски необоснованного ограничения общения.
— Технически отличить мошенничество от личного разговора по голосу невозможно. Поэтому при разработке такой системы важно ввести исключения и предусмотреть, чтобы гражданин мог самостоятельно разрешить прием вызовов от определенных номеров, даже если они совпадают с шаблоном из базы, — отмечает собеседник «Известий».
При этом, считает юрист, технически систему могут запустить к весне следующего года — в России уже есть опыт работы с биометрией в банках. Но для работы базы на практике необходимы законы, подзаконные акты и продуманная система защиты системы.
Так или иначе, эксперты называют введение меры необходимой. Проблема телефонного мошенничества в стране по-прежнему набирает обороты: по данным Генеральной прокуратуры, в прошлом году число зарегистрированных преступлений выросло на 15% и составило 130 тыс. (в 2023 году было 110 тыс.). При этом 3,2 млрд спам- и мошеннических звонков было заблокировано — это на 48% больше, чем годом ранее, подсчитали в компании МТС.
В «Сбере» подсчитали, что за 2024 год мошенники украли у россиян не менее 295 млрд рублей. Рекордное количество звонков фиксировали в марте — оно составляло до 20 млн в сутки. К началу 2025 года цифра уменьшилась до 5–6 млн звонков в сутки. При этом специалисты отмечали огромное количество рисков и угроз: не только по телефону, но и в мессенджерах и социальных сетях.
В этом году, сообщили в «Лаборатории Касперского», с традиционным телефонным мошенничеством уже столкнулся почти каждый второй россиянин (43%, +3% к I кварталу прошлого года). В то же время доля клиентов приложения «Лаборатории Касперского», которым приходили вызовы от злоумышленников в WhatsApp (принадлежит компании Meta, признанной экстремистской и запрещенной в РФ), увеличилась в 3,5 раза, что говорит о растущей тенденции к переходу преступников в мессенджеры.
Как отмечает адвокат Шон Бетрозов, идея создания биометрической базы направлена на то, чтобы затруднить деятельность телефонных мошенников. Если их голос можно будет распознать и заблокировать в автоматическом режиме, эффективность старых схем резко снизится. Но полностью мошенников это не остановит: они продолжат использовать ИИ, переключаться на новые каналы связи.
При этом, указывает Екатерина Едемская, другие принимаемые государством меры для борьбы с мошенниками уже демонстрируют эффективность. К примеру, система «Антифрод» снизила долю мошенничества с использованием подменной телефонии с 30% до 2% от общего числа соединений в 2024 году. Только в январе 2025-го она предотвратила 32,9 млн звонков с подменных номеров.
Мария Фролова