Алексей Морковин («Рикор»): «Практика показывает, что успешные ИТ-специалисты уже в детстве увлекались технологиями, компьютерами и электроникой»

Преимущества у раннего ИТ-образования есть: если человек начал путь в ИТ с детства, у него было больше времени для освоения навыков, больше насмотренность в отрасли. Но нельзя сказать, что раннее увлечение ИТ – это «маст хэв» для будущего успеха. Успешная карьера в ИТ получается и у тех, кто увлекся профессией в институте, и даже у тех, кто сменил профессию. Об этом говорит ИТ-рекрутер «Рикор» Алексей Морковин.

— Алексей, как вы считаете, со скольких лет можно начинать обучение ИТ, в каком возрасте к каким ИТнаправлениям может проявиться склонность, способность осваивать азы? Какие серьезные ИТ-навыки можно получить в дошкольных организациях, компьютерных школах?

— Обучение ИТ-специальностям можно начинать даже в дошкольном возрасте, если человек уже умеет читать и воспринимать структурированную информацию – соответствующие программы, курсы, литература для детей массово появляются последние 5-7 лет. Главное, что ребенок может получить в таких организациях – это интерес и любовь к будущей профессии. ИТ-специальности, такие как разработка и сопровождение ПО, а также смежные с ИТ отрасли (например, робототехника, разработка электроники) – это, грубо говоря, сложноструктурированные ремесла. Успешность их освоения зависит от того, насколько человек готов вкладывать время и силы в обучение, ведь потребуются сотни часов практики, прежде чем будущий джуниор-специалист сможет претендовать на вакансию в коммерческой разработке. И наиболее успешен будет тот, кто искренне любит свое дело. В этом смысле детские ИТ-курсы становятся подспорьем, способным увлечь с раннего возраста через игровые модели обучения.

 

ИТ-рекрутер «Рикор» Алексей Морковин

ИТ-рекрутер «Рикор» Алексей Морковин
Фото: «Рикор»

 

Что касается прикладных навыков, то ребенку часто дают «пощупать» ремесло: написать первые строки кода, освоить простейшие алгоритмы, спаять первую печатную плату или сконструировать первого робота. Подростки уже могут создавать собственные проекты, выполняя полноценную роль в команде (разработчик, аналитик, тестировщик, электронщик). К примеру, на федеральном уровне уже несколько лет существует конкурс «Икар» (Инженерные кадры России), где дети со всей России делятся на ИТ-команды и защищают проекты (чаще про электронику и робототехнику, так как это понятнее, но и с полноценной долей программирования на С, C++, Python). Талантливые ребята в 14-15 лет уже способны на коммерческую разработку для работодателя, особенно для стартапов.

Могут ли дети получить действительно важные ИТ-навыки в организациях для раннего образования и по каким критериям следует выбирать такую организацию? Даст ли в будущем такое обучение преимущества на рынке труда? Как будет развиваться рынок образовательных услуг для раннего введения в ИТ? Об этом за круглым столом ICT-Online.ru беседуют эксперты Content AI, «Софтлайн Решения», «Группы Астра», «Интерпроком», «Т1 Цифровая Академия», Группы «Борлас», ГК «ЭОС», «Сетевой Академии ЛАНИТ» (входит в ГК ЛАНИТ), «Базис», Axiom JDK, «Газинформсервис», «Код Безопасности», «Рикор», CESCA и МТС Exolve (см. аналитику раздела «Обучение» от 24 ноября 2025 г.).

Главное напутствие для родителей – не ожидать сразу слишком многого от ребенка, относиться к обучению ИТ скорее как к умному увлечению, а не к обучению полноценной ИТ-профессии. Возможно, ИТ станет его окончательным выбором в жизни, а возможно, и нет. И очень важно, чтобы этот выбор сделал не родитель, а сам человек. А то получится, как в анекдоте: «Я ни в коем случае не буду вмешиваться в выбор профессии своего ребенка! Он сам выберет язык программирования, на котором будет работать!»

— Есть ли у ИТ-специалистов, которые начали учиться ИТ в детстве, преимущества перед теми, кто начал путь в ИТ позже — с колледжа или вуза? Как к такому образовательному бэкграунду относятся эйчары?

— Преимущества определенно есть. Если человек начал путь в ИТ с детства, у него было больше времени для освоения навыков, больше насмотренность в отрасли. Но нельзя сказать, что раннее увлечение ИТ – это «маст хэв» для будущего успеха. Успешная карьера в ИТ получается и у тех, кто увлекся профессией в институте, и даже у тех, кто сменил профессию. Дисциплина плюс мотивация и практика – такой сплав способен компенсировать более поздний вход в профессию.

Сегодня на рынке наблюдается смена общей парадигмы в оценке ИТ-специалистов. 15-20 лет назад считалось, что хороший разработчик, электронщик или другой ИТ-специалист – это человек обязательно с фундаментальным высшим техническим образованием. Так называемые «гуманитарии» не рассматривались всерьез. Сейчас мы видим много кейсов, когда человек получил образование, например, психолога, а в 25 лет сменил профессию, начал карьеру в ИТ на позиции стажера, получил прикладной опыт и в 30-35 лет возглавил команду разработки. Таким образом, «путь гуманитария» хоть и более тернист, но возможен.

На заводе ГК «Рикор» в Арзамасе введена в эксплуатацию первая в России роботизированная лаборатория комплексных испытаний физической надежности ноутбуков. Она обеспечивает автоматизированную проверку ключевых компонентов (петли, шарниры, клавиши и др.) на соответствие требованиям по долговечности и износостойкости. Производительность линии составляет 300 ноутбуков в час (см. новость раздела «Рикор» от 18 ноября 2025 г.).

Лично я приветствую образовательный бэкграунд у кандидатов в детстве, но в то же время к нему нужно относиться с осторожностью: то, что человек делал в детстве, он, возможно, уже не может повторить сейчас. На примере спорта – ребенок в 9 лет мог блистать в детской футбольной команде, но так и не стал Криштиану Роналду к 25 годам.

Однако, в целом, практика показывает, что успешные и востребованные ИТ-специалисты уже в детстве увлекались технологиями, компьютерами и электроникой.

— Каким критериям должна соответствовать образовательная организация для дошкольников и младших школьников, чтобы ее можно было рекомендовать как первую ступень для ИТ-обучения?

— Главная цель – показать ребенку интересный вид деятельности, который в будущем можно сделать профессией. Следовательно, основные требования к образовательной дошкольной организации – обилие практики, интересных прикладных задач, а также умение преподавателей работать с детьми, понимание детской психологии. И главным «оценщиком» должен стать сам ребенок. Восторженные рассказы о программировании «змейки» и о пайке платы для робота-манипулятора, желание ребенка срочно бежать на новое занятие – наверное, лучший маркер хорошей образовательной организации.

— В каком направлении, по вашему мнению, будет развиваться рынок образовательных услуг для раннего введения в ИТ, что интересного на нем может появиться, приведет ли это к изменениям на рынке труда?

Завод «Рикор», расположенный в Арзамасе, – одно из немногих предприятий в России, которые производят компьютерную технику для всех сегментов потребителей: госструктур, бизнеса и физлиц. При этом компания отличается как невысокой стоимостью и ассортиментом, так и высоким качеством продукции. Тем более, что недавно она запустила первую и пока единственную в России линию роботизированного тестирования ноутбуков. Это дает дополнительную гарантию того, что к потребителю попадет полностью работоспособное устройство. Журналист ICT-Online.ru побывал на заводе и смог лично оценить его масштаб и инновационность (см. новость раздела «Рикор» от 7 ноября 2025 г.).

— Пока развивается отрасль – будут развиваться и смежные детские индустрии, связанные с ней. Исходя из трендов, я бы ожидал интеграции ИИ в образовательный процесс: ИИ-преподаватели, системы оценки с помощью нейросетей и тому подобные нововведения. Другое направление, которое наверняка будет системно задействовано, – VR. Хотя бы потому, что так можно создать множество увлекательных форматов для привлечения талантливой молодежи.

Тренды детского дошкольного образования я бы рассматривал, исходя из особенностей всей системы образования и потребностей рынка труда. В условиях кадрового дефицита стоит ожидать смещения традиционного фундаментального образования в колледжах и вузах в пользу прикладного образования на стажировках в различных организациях. Условно говоря, намного ценнее разработчик, который закончил школу, но может в одиночку написать мобильное приложение, чем разработчик, который едва ли стал junior, но имеет красный диплом технического ВУЗа. И эти изменения уже наблюдаются в некоторых сферах ИТ. К примеру, фронтенд-разработчик уровня senior, у которого имеется только школьное образование, – уже массовое явление. Соответственно, дошкольное образование должно преследовать главную цель – увлечь ребенка решением прикладных задач организаций. Зачатки этих изменений уже также наблюдаются – крупные ИТ-компании массово занимаются работой с детьми с целью формирования будущего кадрового резерва: устраивают экскурсии в офисы и на производства, организуют конкурсы по разработке, приглашают на детские стажировки, устраивают «детские дни» для действующих сотрудников. Эти мероприятия позволяют создать долгосрочный кадровый резерв и уже сейчас держать в поле зрения специалистов, которые выйдут на рынок труда через 10-15 лет.

— Большое спасибо за беседу!

Автор: Анна Тумакова.

Тематики: Кадры

Ключевые слова: обучение, кадры, Рикор