В ОАО «Сургутнефтегаз» внедрен процессный подход к проектированию ИТ-решений

Нефтяная компания обратилась к процессному подходу при внедрении информационных систем, поскольку требовалось устранить методологический разрыв в привязке бизнес-задач к ИТ-решениям. Или, как еще говорят на Западе, гармонизировать ИТ-стратегию с требованиями бизнеса. Многие крупные западные компании уже реализовали у себя такие проекты, которые, как правило, приводят к существенной экономии затрат на ИТ и повышению эффективности работы.

Для выполнения проекта ИТ-департамент «Сургутнефтегаза» привлек компанию Software AG & IDS Scheer, которая, как и в выполнявшихся ею проектах для западных компаний, предложила использовать все необходимые для гармонизации ИТ и бизнеса инструменты: внедрить методологию описания бизнес-процессов, определить подходы к их совершенствованию и в качестве организационного элемента поддержки процессного управления в компании создать Процессный офис. Еще одна задача в рамках проекта – внедрение методологии документирования и управления архитектурой предприятия, включающей домены бизнес- и ИТ-архитектуры. Необходимость такого комплексного моделирования архитектуры предприятия связана с тем, что корпоративная ИТ-архитектура должна быть нацелена на поддержку и совершенствование бизнес-процессов компании.

Все эти задачи решались с помощью различных продуктов платформы ARIS: Business Architect – для описания бизнес-процессов; Business IT Architect – для описания и управления архитектурой предприятия; Business Optimizer и Business Simulator – для анализа и совершенствования бизнес-процессов; Business Publisher – для web-публикации всей информации по бизнес-процессам.

В компании создан Процессный офис, основные усилия которого направлены на поддержку всех проектно-методологических групп компании (ПМГ), которые определяют портфели ИТ-проектов в рамках своих направлений (бурение, добыча, переработка, транспорт, энергоснабжение, капитальное строительство и т.д.), участвуют в проектных работах, курируют разработку и внедрение ИТ-решений.

В результате формирование требований к ИТ-решениям выполняется теперь на основе результатов комплексного анализа бизнес-процессов, что позволяет точнее определить рамки проекта, получить полную информацию об участниках, документообороте, а также провести оптимизацию бизнес-процесса. Процессный офис не только поддерживает ПМГ, но и сам принимает участие в решении наиболее важных и сложных бизнес-задач.

Еще одна новая организационная структура – Центр корпоративной архитектуры (ЦКА). Это, по своей сути, совет ведущих специалистов компании, которые определяют пути развития единой информационной системы предприятия.

В нефтяной компании также создана (для пилотного бизнес-процесса) система процессного контроллинга на базе продукта ARIS Process Performance Manager (PPM). Она предназначена для мониторинга, контроля и анализа процесса «Строительство скважин куста» на этапах подготовительных работ и бурения - ключевого для «Сургутнефтегаза». Для анализа процесса используются различные процессные показатели эффективности: временные (такие, как продолжительность строительства скважины), стоимостные (такие, как стоимость метра проходки по скважине), объемные и количественные показатели по бурению, организационные. Для восстановления с помощью ARIS PPM реального бизнес-процесса использовались транзакционные данные из эксплуатируемых в «Сургутнефтегазе» информационных систем SAP R3 и «Альфа». В результате весь процесс бурения стал прозрачным (в разрезе по отдельным скважинам, бригадам и т.д.).

«Мы создали основу для эффективного взаимодействия с бизнес-подразделениями, с которыми можем теперь говорить на одном языке – языке бизнес-процессов, – подчеркивает начальник управления информационных технологий ОАО «Сургутнефтегаз» Ринат Гимранов. – За счет вовлечения бизнеса в работы по моделированию бизнес-процессов и формированию требований к ИТ-решениям число пользователей системы моделирования процессов возросло в несколько раз. Именно благодаря внедрению процессного подхода к проектированию ИТ-решений и построению единой ИС эффективность совместной работы ИТ и бизнеса существенно выросла».

«Готовность и восприимчивость “Сургутнефтегаза” к инновациям достойна всемерного уважения и заслуживает подражания. Компания первой в России взяла на вооружение методологию и инструментарий для управления архитектурой предприятия (EA), - отмечает генеральный директор Software AG & IDS Scheer в России и странах СНГ Мария Каменнова. – Вообще, этот проект отличает комплексный подход к решению задач клиента. Внедрение процессной методологии и поддерживающих ее программных средств создало большой задел для последующей самостоятельной работы сотрудников “Сургутнефтегаза” по процессно-ориентированному внедрению информационных систем, совершенствованию бизнес-процессов и ИТ-архитектуры компании».

 

Автор: Александр Абрамов.

Тематики: Интеграция, ПО

Ключевые слова: автоматизация, программы автоматизации, IDS, внедрение