О том, что с 25 июля "Эльдорадо" перестает сотрудничать с банком "Русский стандарт", "Ъ" рассказали участники рынка. В самой сети и в банке подтвердили это. "У нас есть пакет требований к банкам-партнерам, и по некоторым из этих требований мы не смогли достичь договоренностей с банком "Русский стандарт" и потому прекращаем сотрудничество",— рассказал пиар-директор "Эльдорадо" Сергей Павлов. В банке "Русский стандарт" сообщили, что долгое время были "стратегическим партнером сети" и сожалеют, что акционеры "Эльдорадо" приняли решение о прекращении многолетнего сотрудничества. ""Русский стандарт" предлагает свои продукты во многих сетях — "М.Видео", "Евросети", Mediamarkt и других",— говорит вице-президент "Русского стандарта" Артем Лебедев. Он отказался сообщить, какова доля кредитов, выданных банком через "Эльдорадо", однако заверил, что прекращение сотрудничества с одним из крупнейших российских ритейлеров не повлияет на бизнес банка "ввиду его высокой диверсификации".
Под брендом "Эльдорадо" работает 380 магазинов бытовой техники в России и на Украине (группа также владеет долей в компании, развивающей сеть "Сулпак" в Казахстане). Владельцами 50% плюс одна акция головной компании "Эльдорадо" — кипрской Fasipero являются чешская инвестиционная PPF Group и итальянская страховая Generali Group, остальное принадлежит основателю сети Игорю Яковлеву.
Банк "Русский стандарт", по данным журнала "Деньги" на 1 января 2010 года, занимал 10-е место по объемам потребительского кредитования и 27-е место по размеру чистых активов. До кризиса банк являлся лидером на рынке экспресс-кредитования, но затем уступил позиции ХКФ Банку.
Это уже второй случай расторжения договоров ритейлеров с банками по инициативе сетей. Так, в апреле по итогам проведенного среди банков тендера от сотрудничества с ХКФ Банком отказалась сеть "М.Видео" (см. "Ъ" от 26 апреля). Участники рынка считают, что изменение в составе банков—партнеров "Эльдорадо" является следствием действий "М.Видео". "У "Эльдорадо" и ХКФ Банка общий акционер — чешская PPF Group,— поясняет представитель одного из банков—лидеров рынка экспресс-кредитования, знакомый с ситуацией.— Решение об исключении "Русского стандарта" из перечня партнеров "Эльдорадо" — попытка дать ХКФ Банку возможность вернуть утраченный объем кредитования через М.Видео". Впрочем, в ХКФ Банке отрицают эту версию, подчеркивая, что сотрудничество с сетями — процесс динамичный и партнеры постоянно меняются. "На "Эльдорадо" приходится около 10-15% нашего бизнеса по кредитам в магазинах,— говорит председатель правления ХКФ Банка Иван Свитек. — В "М.Видео" доля была меньше, чем в "Эльдорадо"". Однако, по его словам, в последнее время банк сумел увеличить долю продаж в "Эльдорадо" более чем втрое. Иван Свитек утверждает, что причина стремительного роста бизнеса — запущенная месяц назад акция по кредитованию без переплаты и первоначального взноса.
Более избирательными в выборе партнеров торговые сети становятся из-за роста числа банков, желающих работать в этом сегменте, говорят участники рынка. После кризиса банки проявляют повышенный интерес к рынку экспресс-кредитования в торговых сетях, в связи с тем что POS-кредиты являются самым доходным видом кредитования — процентные ставки по ним доходят до 40-60%. Ряд универсальных банков активизировались в этом направлении: Альфа-банк и ОТП банк значительно усилили позиции в этом сегменте, а недавно о желании выйти на этот рынок заявили ВТБ, Сбербанк и банк "Траст". В прошлом году рост розничных портфелей показали лишь банки, сделавшие ставку на этот сегмент бизнеса. Емкость рынка товарных кредитов по итогам первого квартала 2010 года составила около 100 млрд руб., оценивал ранее ХКФ Банк. Лидирующие позиции на нем занимают ХКФ Банк (27,8%), "Русский стандарт" (16,8%), Альфа-банк (15,5%), ОТП банк (15%), Русфинанс банк (9,5%) и другие (15,4%).
Пользуясь интересом банков к этому бизнесу, торговые сети ужесточают условия сотрудничества. "На выходе из кризиса ритейлеры стали более требовательны к партнерам, в частности, по размеру комиссий, кроме того, они требуют от банков предлагать различные акции по кредитам и, соответственно, более льготные условия для заемщиков",— говорит директор дирекции потребительского кредитования ОТП банка Аскер Еникеев. "Ритейлеры требуют от банков прежде всего роста объема одобренных кредитных заявок и снижения стоимости кредитных средств,— продолжает старший вице-президент Альфа-банка Андрей Сокольский.— В целом заметна тенденция по сокращению числа банков-партнеров в торговых сетях, поскольку банки предлагают схожие условия: если оставить вместо пяти трех партнеров, то объем продаж останется тем же, а эффективность повысится, но за это увеличение объема продаж на каждого участника сеть требует более выгодных для себя условий сотрудничества с банком".
Впрочем, не все участники рынка согласны с таким объяснением. "Когда сеть сотрудничает с большим количеством банков, это повышает эффективность, так как они конкурируют между собой,— говорит пресс-секретарь "М.Видео" Надежда Киселева.— Мы работаем с "Русским стандартом", Альфа-банком, "Ренессанс кредитом" и Cetelem, и на каждый из них приходится примерно равная доля продаж в кредит".
Юлия Локшина, Ксения Дементьева