Adobe заметила снижение уровня пиратских поставок своего софта в мире за последние три года, сообщил порталу Business News Americas вице-президент Adobe по Бразилии и Латинской Америке Фабио Самбугаро. Adobe связывает это с запуском сервиса Adobe Creative Cloud, предоставляющего облачный доступ к продуктам компании Photoshop, Lightroom, Illustrator. Доступ к этому сервису можно получить, оплатив помесячную подписку на пакет продуктов, стоимость которой составляет от $10 до $50 в зависимости от конфигурации (в официальном магазине Adobe последняя версия Photoshop стоит около $800). На рабочее место пользователя устанавливается приложение, которому раз в месяц требуется доступ в интернет для проверки лицензии и скачивания обновлений. Также сервис предлагает пользователям от 2 Гб хранилища в облаке Adobe.
Облачные продукты дают потребителю дополнительную гибкость, в которой в первую очередь заинтересованы небольшие компании, комментирует аналитик «Атона» Илья Купреев. Вместо того чтобы однажды заплатить значительную сумму денег, пользователь фактически берет софт в аренду, говорит он. Важно и то, что, когда кончается срок пользования продукта, клиент вполне может отказаться от него, заключает Купреев.
Перенос софта в облака не сильно затрагивает позиции пиратства в России, так как пользователи здесь в силу своих привычек пока склонны к «коробочным» версиям, говорит генеральный директор юридической компании «Зуйков и партнеры», специалист по авторскому и интеллектуальному праву Сергей Зуйков. Он отмечает, что в России по продуктам той же Adobe в 2012 г. уровень пиратства был очень высок: на ее программы пришлось 27% всех уголовных дел по ст. 146 УК «Нарушение авторских и смежных прав». Узкоспециализированный софт, такой как продукция Adobe, особенно популярен у российских пиратов, комментирует региональный менеджер BSA Алексей Черный, и уровень пиратства в этом сегменте снижается медленнее, чем среди массовых продуктов.
Представитель Adobe в России оставил запрос «Ведомостей» без ответа. Тенденция снижения пиратства за счет перевода сервиса в облака в России наблюдается, но она в 2-3 раза слабее, чем в мире в целом, говорит руководитель отдела по продвижению лицензионного ПО Microsoft Дмитрий Береснев и приводит в качестве примера облачный Office 365 (дает доступ ко всем продуктам семейства Microsoft Office). Тем не менее один из партнеров Microsoft — оператор «Вымпелком» — оценивает этот сервис как весьма перспективный. Office 365 является самым успешным среди облачных сервисов для B2B-клиентов — число подписок превышает 20 000, говорит представитель «Вымпелкома». В перспективе доход от облачных сервисов может достичь существенной доли в выручке компании, надеется он.
Павел Кантышев