Эволюция амбиций: "ЭР-Телеком" может вырасти из региональной "звезды" ШПД в федеральную

В феврале компания "ЭР-Телеком" заявила о намерении до 2014 г занять в России по выручке не менее 20 процентов рынка широкополосного доступа в Интернет /ШПД/ и кабельного телевидения /КТВ/. Учитывая масштабность задачи, такие амбиции можно было бы посчитать просто благими намерениями. Если бы не сегодняшние реальные достижения "ЭР-Телеком".

Согласно обнародованному исследованию аналитической компании iKS-Consulting, на сегодня складывается ситуация, когда рост числа пользователей ШПД в России на 79 проц обеспечивается за счет не столичных регионов. В 2009 г число домашних пользователей ШПД в России выросло на 36 проц /или 3,5 млн человек/ до 13,2 млн человек. На регионы при этом пришлось 79 проц новых пользователей. Московский же рынок практически исчерпал возможности для роста – в 2009 г столичная абонентская база ШПД увеличилась лишь на 17 проц, прогноз роста на 2010 г – 10 проц. Причина медленного роста Москвы – насыщение рынка: уровень номинального проникновения ШПД в столице на конец 2009 г составил 71 проц. В Санкт-Петербурге уровень проникновения ШПД составляет 62 проц. Число пользователей в 2009 г выросло на 33 проц до 1,2 млн человек.


Быстрое развитие регионального рынка привело к тому, что проникновение широкополосного доступа в ряде городов приблизилось к московскому.


Генеральный директор ЗАО "ЭР-Телеком Холдинг" Андрей Семериков считает такую ситуацию вполне закономерной. Он заявил: "Данные рейтинга оказались ожидаемы для нас, поскольку мы принимаем непосредственное участие в структурировании локальных рынков и в повышении уровня проникновения ШПД в городах нашего присутствия до уровня Москвы и Петербурга. Наша цель, которую мы объявили 5 февраля на пресс-конференции в Москве, лидерство на российском рынке КТВ и ШПД по выручке к 2014 г". Основными причинами динамичного развития компании А.Семериков назвал ставку на персонал, клиентский сервис и строительство сетей " с нуля" по технологии FTTB /оптика до дома/ с пропускной способностью 1 Гбит/сек.


Реальны ли на этом фоне амбиции "ЭР-Телеком" выйти в федеральные "звезды"?


Посмотрим, что для этого должна сделать компания.


По собственной оценке "ЭР-Телеком", достижение цели до 2014 г занять в России по выручке не менее 20 проц рынка ШПД и КТВ требует увеличения охвата сетей в 3 раза до 9 млн домохозяйств /по итогам 2009 г монтированная емкость составила 3,3 млн домохозяйств/ и иметь совокупную абонентскую базу ШПД и КТВ около 10 млн абонентов /по сравнению с 2,012 млн абонентов на конец 2009 г/. Это, безусловно, связано с необходимостью географической экспансии: сейчас компания работает в 22 городах с совокупным населением 17 млн человек и системно осуществляет мониторинг и анализ рынков около 90 российских городов с населением более 200 тысяч человек. При этом "ЭР-Телеком" будет выходить лишь в те города, где есть возможность стать лидером в течение трех лет.


Масштаб расширения существенный. Готова ли компания к этому?


На наш взгляд, можно предположить, что вполне готова, и ее намерения не являются только декларациями.


Во-первых, компания готова к серьезным инвестициям в развитие. Согласно планам "ЭР-Телеком", за пять лет с 2010 по 2014 гг потребность в финансировании развития составит 500 млн. долл. Это большие деньги, адекватные поставленным задачам развития. Стратегия развития будет профинансирована за счет собственных и привлеченных ресурсов.


Во–вторых, в отличие от тех игроков рынка, которые изначально вырастали в столицах, "ЭР-Телеком" обладает "родовым" преимуществом опыта работы в провинциальных городах, которая имеет много существенных особенностей, начиная с меньшей, чем в столицах, этажности зданий и кончая совсем другим уровнем инфраструктуры, как телекоммуникационной, так и общей. Учитывая отмеченную тенденцию опережающего роста ШПД в регионах, умение работать в провинции – важное конкурентное преимущество для "ЭР-Телеком".


Впрочем, вторая региональная "звезда" – "Связьнвест" – имеет не меньший опыт работы в нестоличных регионах. Что ж, тем интереснее будет наблюдать за соревнованием. Тем более, что один из участников – компания с государственным контролем, другой – наоборот, с полным отсутствием такового. Как было принято говорить раньше – "соревнование двух систем".


Игорь Агапов

Автор: Александр Абрамов.

Тематики: Интернет

Ключевые слова: Интернет, широкополосный доступ, ЭР Телеком