Напомним, 1 сентября 2025 года в России вступили в силу законодательные изменения, направленные на борьбу с мошенничеством в цифровой среде (телефония, интернет, банкинг). В комплекс мер входит самозапрет на SIM-карты, обязательная маркировка звонков и многие другие возможности.
Сергей Боярский отметил, что первый антифрод-пакет оказал существенное позитивное влияние на борьбу с мошенническими действиями, снизив риски как граждан, так и предприятий. До этого, по статистике, ежегодно количество таких преступлений стабильно росло примерно на 30%. Благодаря первому пакету мер осенью 2025 года было зафиксировано снижение этого показателя на 25%.
Как правило, такие меры позитивно воспринимаются гражданами: например, самозапретом на выдачу кредитов после появления такой функции на Госуслугах в марте 2025 года на сегодняшний день воспользовались уже 21 млн человек.
Основные трудности реализации антифрод-мер Сергей Боярский видит в качественном уровне межведомственного взаимодействия. Например, правоохранители сейчас активно борются с SIM-боксами – программно-аппаратными комплексами, в которых установлены и находятся под единым управлением сотни SIM-карт.
«Откуда там берутся эти SIM-карты, если мы ограничили их количество двадцатью на одного человека? Ответ простой: «мертвые души». Можно на умершего человека зарегистрировать SIM-карту, потому что, к сожалению, базы того же ЗАГС, базы паспортных данных обновляются не столь стремительно, как хотелось бы. Мы очень рассчитываем, что на ГИС «Антифрод», которая должна заработать с марта текущего года, все заинтересованные акторы – операторы связи, банки, правоохранители, регуляторы – смогут в режиме онлайн обмениваться информацией о подозрительных переводах, звонках. Вместе с тем хочется обратить внимание на необходимость донастройки межведомственного взаимодействия в этой части», – указал спикер.

Председатель Комитета Госдумы ФС РФ по информационной политике,
информационным технологиям и связи Сергей Боярский
Источник: трансляция мероприятия «Инфофорум 2026»
Также Сергей Боярский обратил внимание участников рынка на меры, которые, по мнению спикера, пока работают некорректно. В первую очередь, это касается маркировки вызовов: «То, что нам показывают, что нам звонят «товары и услуги», никак нас не спасает нас от потенциального звонка мошенника. Слишком широкими мазками мы маркируем эти вызовы».
Проблему организации сервиса маркировки эксперты уже отмечали ранее. Связана она опять же, в первую очередь, со сложностью взаимодействия операторов связи между собой и с бизнес-организациями, а также с дополнительными финансовыми издержками.
Пресс-служба билайна дала развернутый комментарий ICT-Online.ru на эту тему:
«Принятый закон 41-ФЗ во главу угла ставил не только безопасность физлиц-абонентов, но и минимизацию спам-звонков, от которых люди попросту устали. Требования по «Этикетке» (маркировка телефонных звонков) и появление понятия МАВ (массовые автоматизированные звонки) – реакция государства на общественный запрос и многолетнюю проблему спам- и фрод-звонков; цель – прозрачность вызовов для абонентов и управляемость массовых коммуникаций.
Закон 41-ФЗ ввел совершенно новую сущность, которой ранее не существовало в российском законодательстве, – МАВ. Он не только обязал компании «представляться» своим абонентам, но и определил понятие массовых звонков (в том числе автоматизированных), ввел особое их регулирование и указал, что оператор должен проводить вызов только при согласии абонента.
В сочетании с маркировкой МАВ предоставил возможность абонентам-получателям вызова понимать, кто и зачем им звонит и на основе этой информации делать выбор – брать трубку или нет. Также абоненты получили возможность отказаться от таких вызовов на постоянной основе – несколько десятков тысяч пользователей уже воспользовались такой возможностью.
Передаваемые при маркировке данные – это совместная работа и ответственность инициатора звонков и оператора связи. Оператор создает и поддерживает, в первую очередь, технологическую возможность, с использованием которой заказчик обязан маркировать вызов, предоставляя оператору достоверные сведения о звонке.
Владелец номера должен заключить договор с оператором (или операторами, в зависимости от желаемых масштабов охватов абонентов) и заявить корректную информацию о себе: как называется компания, к какой категории она относится и какова цель звонка. Инициаторы должны нести реальную ответственность за корректность используемых данных. Операторы совместно с заказчиками ведут постоянную работу по верификации информации, используемой при маркировке и улучшению ее качества.
Закон действует уже около четырех месяцев, но часть B2B-инициаторов к новой модели пока не готова: воспринимают маркировку как формальность, не выстраивают договорное и процессное сопровождение и не всегда обеспечивают качество заявляемых данных. В таких случаях маркировка действительно может выглядеть слишком общей. Для устойчивого результата нужно активное участие бизнеса и ответственность за корректность и единообразие информации, которая передается в маркировку».
Также отметим, что для упрощения межоператорского взаимодействия «большая четверка» разрабатывает открытый API. Стоит надеяться, что объединенными усилиями операторов и бизнеса, а также при должном внимании к этому вопросу на самом высоком уровне, абоненты в результате получат качественный сервис, превентивно защищающий от мошенников.
Пресс-служба «Ростелекома» так же прокомментировала законодательные нововведения:
«Ростелеком» поддерживает борьбу с мошенничеством. В компании работает платформа «антифрод» призванная блокировать мошеннические звонки. «Ростелеком» участвует в рассмотрении инициатив борьбы со спамом и мошенниками совместно с другими представителями отрасли и регулятором и строит работу в данном направлении применения новейшие средства борьбы с ними».
Второй пакет антифрод-мер внесен в Государственную Думу Правительством Российской Федерации и вошел в число приоритетных. По словам Сергея Боярского, законопроект курируют глава Минцифры РФ Максут Шадаев и заместитель председателя Правительства РФ Дмитрий Григоренко. Первое чтение запланировано на 10 февраля 2026 года.
На данный момент законопроект содержит около 20 мер, основные из которых описаны ниже.
Вводится подробное регулирование SIM-боксов и виртуальных автоматических телефонных станций (ВАТС) (сейчас в законе «О связи» предусмотрены только рамочные нормы). Предусматривается заключение договоров на услуги связи с использованием ВАТС только в стационарных торговых точках, регистрация не более 10 номеров при использовании ВАТС абонентом-физлицом, размещение ВАТС только на территории РФ, идентификация пользователей ВАТС и другие нормы.
«Виртуальные телефонные станции – один из излюбленных инструментов мошенников. Дело в том, что можно удаленно приобрести префикс любого города и притвориться, например, жителем Москвы, Петербурга, Екатеринбурга, находясь в любом другом месте. К сожалению, эти городские префиксы в разных сценариях мошеннических действий вызывают у граждан доверие», – поясняет Сергей Боярский.
Вводится первый этап регулирования по созданию единой базы IMEI – уникальных идентификаторов мобильных устройств. Цель этой меры – «обеление» рынка «серых» устройств и исключение возможности использования мошенником чужого номера на своем устройстве. По замыслу законопроекта, IMEI-номер устройства физического лица будет привязан к его мобильному номеру. В связи со сложностью реализации этой меры на первом этапе будет практиковаться, скорее всего, добровольная привязка IMEI.
«Абонент оператора связи получает гарантию, что определенная SIM-карта работает только с этим устройством и, например, недобросовестный дилер сотовой сети не перевыпустит ее без ведома абонента, используя скомпрометированную копию его паспорта. В этом случае SIM-карта в устройстве абонента «умирает», а на устройство мошенника приходят все пароли от его соцсетей, банков, госуслуг. Абонент в итоге полностью теряет контроль над своей цифровой жизнью. С помощью привязки IMEI к SIM-карте мы такую угрозу купируем. Кроме того, IMEI есть не только в смартфонах, но и во многих других устройствах. В том числе, это мера противодействия беспилотным летательным аппаратам с SIM-картами», – добавляет Сергей Боярский.
Предусмотрено ограничение международных звонков как на стационарные, так и на мобильные телефоны: общий запрет (с возможностью абонента его снять) или опциональный самозапрет по желанию абонента – варианты еще будут обсуждаться. Эта мера призвана защитить, в первую очередь, старшее поколение граждан, которые традиционно воспринимают домашний телефон как доверенный канал связи.
Операторы связи будут обязаны блокировать вызовы, которые соответствуют критериям мошеннического. При этом Правительство создаст подробный закрытый перечень таких критериев.
«Наши операторы связи большие молодцы, «большая четверка» уже внедряет антифрод-механизмы. Теперь они будут унифицированы критериями «ДСП» («для служебного пользования» – прим. ред.), чтобы мы мошенников не учили в публичном пространстве», – комментирует Сергей Боярский.
Вводится обязанность компенсации ущерба жертве мошеннических действий в случае невыполнения банком (в редакции первого чтения) или оператором связи (планируется в редакции первого чтения) обязательных антифрод-мер. Клиент сможет добиться компенсации ущерба в рамках возбужденного уголовного дела.
В законопроекте представлена инициатива, которая направлена на защиту детей от деструктивного контента при оказании услуг мобильной связи.
«Всё, что связано с детьми, очень внимательно, эмпатично воспринимается депутатским корпусом. Понятие детских SIM-карт или специальных ограничений детского трафика мы будем обязательно обсуждать», – пообещал Сергей Боярский.

Основные пункты второго антифрод-пакета
Источник: трансляция мероприятия «Инфофорум 2026»
Законопроект вводит совершенствование норм о взаимодействии банков, операторов связи, организаторов распространения информации, провайдеров хостинга, социальных сетей, досок объявлений – с ГИС «Антифрод».
Будет законодательно закреплено использование российской почты для авторизации в случаях, определенных Правительством.
Предусмотрена оперативная внесудебная (то есть до решения суда, только по решению Генпрокуратуры) блокировка фишинговых сайтов и сайтов, распространяющих вредоносное программное обеспечение.
Будут установлены надежные (в отличие от SMS) способы восстановления доступа к аккаунту на Госуслугах: только в МФЦ, организациях, которые выдают простую электронную подпись через ЕСИА (например, в «Почте России»), с помощью биометрии, УКЭП, приложений банков или мессенджера МАХ.
На ЕПГУ (Госуслугах) внедряется «красная кнопка», позволяющая гражданам оповестить участников ГИС «Антифрод» о совершении в отношении себя кибермошенничества. Предполагается, что впоследствии такая же опция будет внедрена и на других платформах (МАХ, банковские приложения и т. д.).
«Когда вы чувствуете, что происходит что-то не то, можно будет нажать эту красную кнопку в Госуслугах, и все ваши аккаунты, банки, операторы связи об этом единовременно узнают и начнут охлаждать операции в течение 24 часов. Ведь люди, когда становятся жертвами мошенников, как правило, находятся в растерянности: куда бежать? что делать? Теперь у них появится такой удобный, удаленный вариант пожаловаться на подозрительные действия или уже совершившийся факт», – отмечает Сергей Боярский.
По аналогии с ограничением количества SIM-карт на одного человека – в целях борьбы с дропперством вводится ограничение количества банковских карт, а также создание соответствующей Единой системы учета карт. В редакции первого чтения установлен порог – пять карт в одном банке и 20 карт всего. Однако к второму чтению законодатели прорабатывают возможность оставить только одно ограничение – 20 карт на человека (их можно будет выпустить в одном банке).
У банков появится обязанность защищать свои ресурсы в рамках клиентских мобильных приложений – они должны будут предоставить клиентам возможность установки средств защиты на мобильных приложениях для защиты устройств.
Также банкам вменяют обязанность использовать информацию из ГИС «Антифрод» при оценке добровольности банковских операций.
Сергей Боярский добавляет, что антифрод-пакет будет сопровождаться соответствующими изменениями в КоАП РФ и УК РФ.
В КоАП предусмотрено (законопроект № 1120721-8) введение ответственности за заключение договора об оказании услуг связи в ненадлежащих торговых объектах (до 1 млн.), увеличение штрафов за нарушение требований законодательства в области связи (с 500 тыс. до 1 млн.).
В УК предусмотрено (законопроект № 1120723-8) введение ответственности за заключение договора об услугах связи с иностранцем без внесения в договор номера IMEI, если оператор связи уже наказывался за это по КОАП и если это повлекло крупный ущерб (более 5 млн) (лишение свободы до 1 года).