«Действия, которые раньше занимали 5-7 месяцев сейчас должны занимать несколько дней»: генеральный директор компании «Мой спорт» о цифровых сервисах для спортсменов

Цифровизация все активней внедряется во все сферы жизни: от экономики и производства до аграрно-промышленного комплекса и медицины. О том, какие цифровые сервисы существуют в спорте, ведущий «ЭХО л’ОСЕЙ» Алексей Рудым узнал у Андрея Маркова, генерального директора компании «Мой спорт».

– Прежде чем мы перейдём к вопросам, я зачитаю ваши регалии: 11-кратный чемпион мира по ачери-биатлону, 2-кратный обладатель Кубка мира, 12- кратный чемпион России, стаж в спорте более 20 лет. Такие результаты вызывают удивление. Расскажите, что такое ачери-биатлон? Если я правильно понимаю, это такой биатлон, когда тебе не досталось ружье, а вместо ружья дали лук?

– Так и есть. Я начинал заниматься спортом в Москве. Как раз застал 90-ые годы, которые были не самыми простыми для спорта. Меня подвигло перейти с классического биатлона на ачери-биатлон отсутствие патронов и разрешения на оружие. Тогда очень сильно ужесточились правила, а лук не требует никаких разрешений. Вид спорта меня привлек, поскольку от классического биатлона правила отличаются только тем, что там используется винтовка, а здесь спортивный классический лук. Увлекся и в 1998-м году перешел. Через 3-4 месяца у меня был разряд кандидата в мастера спорта по стрельбе из лука. Я понял, что стрельба из лука - это моё. Вообще, этот вид спорта зародился в Италии.

В Италии? Я, кстати, хотел спросить, откуда этот вид спорта. Думал, наверное, родоначальники какие-то северные индейцы или якуты у нас, которые ходили на северных оленей охотиться.

– У него очень большая история, это показывают наскальные рисунки, которым порядка 13 тыс. лет.

 

Андрей Марков, генеральный директор компании «Мой спорт»

 

Получается, Якутия - родина ачери-биатлона?

– Да. В моей спортивной карьере как-то появился уважаемый человек, президент региональной Федерации стрельбы из лука. Он сам по национальности хант и в Ханты-мансийском автономном округе очень увлекся идеей национальных видов спорта. Была даже такая дисциплина стрельбы из лука и плавание на лодках, которые сейчас называются обласы.

Вы генеральный директор компании «Мой спорт». Что делает компания «Моя спорт» на Kazan Digital Week и вы, как 11-кратный чемпион? Что вас сюда привело?

– Я благодарен за приглашение. Здесь мы обсуждаем цифровизацию и то, что происходит с отраслями экономики в нашей стране. На повестке - оцифровать, в принципе, все отрасли. Наша задача, которую мы видим в спорте - перевести всю бумажную работу, которая есть в организации спортивной подготовки, в цифровой формат, упростить присвоение разрядов и званий, сделать доступными протоколы соревнований сразу после финиша. А не как сейчас, когда в протокол сначала вносят подписи, потом печать, потом сканируют, потом отправляют.

И через полгода говорят: «Ты - чемпион! Пойдем на подиум!»

– В моей жизни был случай, когда я не получил звание мастера спорта международного класса потому, что бумажки ходили по инстанциям больше года. Вот это всё навело на мысль, что нужно упрощать всю бумажную работу в спортивной отрасли. Тренер по итогам присвоения разрядов у своих спортсменов, учеников, должен получать надбавку. Эти действия, которые раньше занимали 5-7 месяцев, сейчас должны занимать несколько дней, а в будущем, я думаю, и часов.

Можно сказать, что компания «Мой спорт» занимается тем, что оцифровывает формальные, бюрократические процессы?

– И не только. Мы создаем цифровые сервисы для граждан: это запись в спортивную школу, подача заявки на соревнование онлайн. Мы, тем самым, подступаемся к задаче формирования цифрового профиля спортсмена, тренера, куда сразу, как в копилку, складывались бы достижения. Принял, например, человек решение выступать за другой регион - и портфолио в один клик переходит с ним. Принял решение покинуть спорт и стать любителем - пожалуйста, тебе ничего не мешает.

А дальше речь идёт уже о мотивации. То есть, сейчас все думают о том, как к 2030 году 70 % граждан нашей страны вовлечь в систематические занятия физкультурой и спортом. Некая система мотивации уже есть: кэшбек за посещение фитнес-клубов и так далее. Наша задача, в том числе, создать не только привлекательную, но и удобную систему, которая людей бы действительно сподвигла хотя бы три раза в неделю позаниматься спортом. Чтобы всю необходимую информацию было легко найти, например, выбрать подходящую спортивную площадку в своём районе.

О компании «Мой спорт»

«Мой спорт» - один из самых масштабных проектов, осуществляющих цифровизацию спорта в России. Платформа создаёт единый цифровой контур спортивной сферы страны, предоставляя всем участникам отрасли удобные инструменты для ежедневного использования: юным спортсменам и их родителям, тренерам, спортивным организациям, федерациям и органам власти. Сегодня система работает уже более чем в 60 регионах России, объединяя более миллиона пользователей.

Давайте подведем некоторые итоги: компания «Мой спорт», начиная с того, что оцифровывает бумажные процессы, в том числе, создает некую экосреду, по сути экосистему, в рамках которой сохраняется весь профессиональный путь спортсмена и в которой все достижения фиксируются автоматически. Такой паспорт спортсмена.

– Так и есть. В 2009 году этот термин был введён в закон о спорте, потом в 2010 году посчитали, что слишком много денег требуется на то, чтобы делать этот цифровой профиль. И отложили эту задачу на 10 лет, а сейчас вернулись к её выполнению в рамках нового указа о цифровизации. Мы уже тесно работаем более чем с 60 регионами нашей страны.

Повышение прозрачности - важная, казалось бы, в нашем мире вещь. Такая «витрина», где видно каждого спортсмена и можно посмотреть на результаты, с одной стороны, облегчает переход из команды, все процессы упрощаются и становятся более комфортными. А с другой стороны, не кажется ли вам, что может исчезнуть некая обособленная культура, когда не было такой прозрачности и по-другому складывались отношения в команде? Не происходит ли утрата командного духа?

– Когда мы заговорили о плодах цифровизации, стали смотреть на наши проблемы совместно с руководителями спорта регионов, совместно со спортивным сообществом, куда входят директора спортивных школ, тренеры и родители спортсменов. И мы поняли одну простую вещь - спортсмену нужно делать всё возможное, чтобы показать свои скиллы.

Можно привести наглядный пример - хоккей. Парень из какой-нибудь глубинки, скорее всего, не будет замечен, пока над ним не загорится какая-нибудь счастливая звезда и его кто-то не приметит. Цифровизация позволяет создать цифровой профиль, и получается, что его скиллы будут на виду. Тем же скаутам, тем же экспертам, которые хотят пригласить спортсмена в сборную команду, намного проще определить человека по актуальным параметрам - для того, чтобы обратить на него внимание, пригласить на просмотровый сбор. Это очень важно.

Потом немаловажный процесс - геймификация. Наша молодёжь отличается от той, которая была 20 лет назад. У нас в команде, я помню, практически все вели спортивный дневник в бумажном виде. Сейчас все кардинально поменялось: тренировка закончилась - всё, они в компьютерной игре. И когда мы видим, что молодежь стала немножечко не справляться с теми нагрузками, которые были 20 лет назад, невольно задумываешься над тем, что пора трансформировать саму спортивную подготовку. Поэтому в элементах цифровизации у нас в проекте, в том числе, появляется так называемый рейтинг, когда твои достижения на каждой тренировке фиксируются тренером и отражают твою динамику.

Например, сдача тестов. Спортсмены обязаны раз в год сдавать тесты при переводе с одного года подготовки на другой. Но никто не анализировал их качество. Наша задача, в том числе, проанализировать эти показатели, сравнить с тем, что было 10-20 лет назад. Мы тесно работаем с общероссийскими спортивными федерациями в этом направлении. Цель - создать так называемые эталонные методики спортивной подготовки, ту самую эффективную программу, которую могут использовать наши тренеры. Тем самым, появится более острая конкуренция: без разрыва в 10-20-30 секунд на каких-то дистанциях, а когда в 1 секунде пятеро.

Наша глобальная задача - создать эту повсеместную конкуренцию во всех видах спорта для того, чтобы мы за счёт плотности результатов в итоге выдавали высокие показатели. Помните, как было в Советском Союзе - стать чемпионом СССР было сложнее, чем стать чемпионом мира.

Не убивает ли такой подход командный дух, не порождает единоличников, которые сосредоточены на своей карьере? Ведь отдельному игроку команда не очень нужна, когда есть его личный профиль и его личные достижения. И вообще нужен ли сегодня командный дух, про который столько раньше говорили, или сегодня любая команда - это просто набор таких единоличников, которых объединили ради достижения некоего результата, такая рабочая группа?

– Командный дух, наоборот, укрепляется. В ТОП-100 спортсменов по стране входят 10 спортсменов из какого-то города, из конкретной школы. Например, взять самбо, или дзюдо, плавание - в этих видах спорта есть академии с сильными традициями. Когда спортсмены крутятся в едином пространстве, они показывают более плотный результат. Когда олимпийский чемпион приезжает к себе в спортивную школу, будущие звездочки смотрят на него и набираются опыта.

Наша задача - этот опыт чуть более широко раскрыть для потенциальной аудитории, ведь не к каждому олимпийский чемпион приедет.

Спортсмены будут получать опыт и «расти» за счёт того, что будет что-то перениматься: лучшая методика, лучшее выполнение упражнения. На первом этапе наша цель - не навредить спортсмену: ограничить пул упражнений, которые в этом возрасте можно давать, и, соответственно, смотреть за тем, чтобы мотивация спортсменов не пропадала. Когда спортсмен понимает, что его постоянно не замечают, у него нет ориентира, он не может выехать на соревнования по разным причинам, то наступает момент, когда ему требуется поддержка. Здесь и приходят на помощь цифровые сервисы. Так было, например, в пандемию, когда стали появляться трансформированные онлайн-турниры. Например, прыжки на батуте, фигурное катание, дисциплины ката, бесконтактное самбо или выполнение каких-то элементов дзюдо - они стали судиться, оцениваться на расстоянии. И у спортсменов появилось больше возможностей проявить себя.

Сейчас идет трансформация, в том числе, и в ту сторону. На Kazan Digital Week представлен проект «Игры будущего», то есть «кибердисциплина», которая смешивает физические активности спортсмена и его digital-активности, компьютерные. Я с этим вопросом еще в 2019 году обращался к аудитории. Дмитрий Смит, президент Федерации компьютерного спорта России, тогда уже задумался над тем, как физические скиллы спортсмена передать в аватар игрока в компьютерной игре. И одна из трансформаций в будущем - это когда твоя физическая форма будет влиять на того компьютерного героя, которым ты управляешь.

Тогда последний вопрос: как вы считаете, стоит ли киберспортсменам обращать внимание на свою физическую форму?

– Я был одним из тех, кто этот вопрос часто поднимал. Ребята услышали призыв спортивной общественности, которые классическими видами спорта занимаются, что у киберспортсмена тоже должна прокачиваться мускулатура. Уже доказано рядом научных статей, что физическая форма киберспортсмена влияет на его результат в игре. И наша задача в том, чтобы киберспортсмены чётко понимали, что существует тесная взаимосвязь между его физическими кондициями и его скиллами в компьютерном мире. Наша задача - оцифровать профиль киберспортсмена, показать, какой он по гибкости, по силе, быстроте и выносливости.

Мне нравится идея, когда твой аватар будет полностью зависим от твоих данных, когда не просто купил себе вот столько-то силы. Спасибо, Андрей, за нашу беседу.

Больше интересных интервью и подкастов «ЭХО л’ОСЕЙ» вы можете прослушать по ссылке и на Яндекс.Музыке.

Автор: Анна Тумакова.

Тематики: Интеграция

Ключевые слова: автоматизация, OCS, Радио Эхо л’ОСЕЙ