Счетная палата: Минкомсвязи тормозило цифровизацию регионов

Счетная палата провела проверку расхода регионами федеральных средств, которые были выделены им на развитие информационного общества в 2012-2017 гг. Аудиторы отметили ряд промахов со стороны прошлого руководства Минкомсвязи в предоставлении субсидий и рекомендовали реализовать мероприятия по обучению граждан в регионах компьютерной грамотности, прежде чем наращивать внедрение проектов по цифровизации.

Счетная палата провела проверку расхода регионами федеральных средств, которые были выделены им со стороны Минкомсвязи России на развитие информационного общества в 2012-2017 гг. В этот период Минкомсвязи возглавлял Николай Никифоров.

Как показали результаты проверки, субсидии в этот период времени перечислялись регионам с опозданием, поскольку прежняя команда Минкомсвязи не заключала своевременно соответствующие соглашения. Счетная палата отмечает, что сроки срывались на этапе подготовки нормативных актов, определяющих порядок конкурсного отбора, а также в связи с длительным проведением самого отбора. В результате в 2012-2013 гг. субсидии были получены регионами только в конце года.

«Мы отмечаем недостаточную готовность Министерства к предоставлению субсидий на начальном этапе», — констатирует заместитель председателя Счетной палаты Вера Чистова. В 2014-2015 гг. соглашения по субсидиям также заключались несвоевременно. В 2014 г. на это потребовалось три месяца, с марта по июнь. В 2015 г. установленный срок от 60 до 83 дней также не был соблюден.

Промахи прошлого руководства Минкомсвязи

В результате проведенной проверки Счетная палата пришла к выводу, что за период 2012-2017 гг. Минкомсвязи России допустило ряд нарушений в ходе предоставления регионам субсидий из федерального бюджета, предназначенных на развитие информационного общества. Промахи министерства негативно сказались на эффективности реализации в регионах проектов по цифровизации.

В отчете отмечается, что прежнее руководство Минкомсвязи постоянно меняло критерии оценки эффективности использования субсидий. В частности, такой базовый целевой показатель как «Доля граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме» появился в соглашениях по субсидиям только в 2015 г. При том, что этот показатель фигурирует в указе президента от 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления».

Более того, иногда министерство выделяло субсидии на цели, которые уже были достигнуты регионами. Например, на 2017 г. прежним руководством Минкомсвязи было заключено с субъектами федерации 25 соглашений по субсидиями. При этом четыре из этих соглашений министерство заключило с теми регионами, которые достигли плановой «Доли граждан», установленной на 2017 г., еще в 2016 г.

Выводы Счетной палаты

Прежняя команда Минкомсвязи не контролировала должным образом, как регионы выполняют соглашения по субсидиям. В 2012-2014 гг. министерство не проводило выездных проверок, а в 2018 г. эти проверки не были завершены и по ним не были составлены акты. В 2017 г., проверив итоговую отчетность регионов за год, Минкомсвязи не оформило по результатам проверки соответствующие экспертные заключения, сообщает Чистова.

Счетная палата отмечает низкую эффективность использования субсидий регионами в 2012 г. и 2017 г. Напомним, в мае 2018 г. руководство в Минкомсвязи сменилось, и ведомство возглавил Константин Носков, а само ведомство получило новое название - Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.

Была ли польза?

В то же время Счетная палата отмечает, что в целом выделенные за рассмотренный период средства со стороны Минкомсвязи на развитие информационного общества все равно пошли на пользу информатизации субъектов федерации.

В общей сложности в 2012-2017 гг. на проекты в сфере электронных госуслуг получили субсидии 78 регионов. Деньги были потрачены на создание АИС «Контингент», АИС «ЗАГС» и «Охотничий билет», АИС «Транспорт». Всего из федерального бюджета были выделены субсидии на сумму 3,1 млрд руб. Уровень софинансирования находился в 2012-2014 гг. на отметке 34,7%, а в 2015-2017 гг. — 73,5%. Кассовое исполнение расходов федерального бюджета, по словам Чистовой, за весь период составило 93,6%.

Проблемы, которые необходимо решать в первую очередь

Счетная палата отмечает, что несмотря на то, что регионы потратили деньги, полученные ими в 2012-2017 гг. на развитие информационного общества, итоговые результаты по охвату электронными госуслугами населения в регионах оказались ниже, чем было предусмотрено программой цифровизации. Счетная палата видит причину в недостаточном пользовательском опыте населения в работе с компьютером.

В связи с этим в регионах необходимо реализовать мероприятия по обучению граждан компьютерной грамотности, отмечает надзорный орган.

Автор: Александр Абрамов.

Тематики: Регулирование

Ключевые слова: регулирование, Госуслуги, Минкомсвязь