Рынок мобильного ретейла в 3-м квартале 2011 года

За третий квартал 2011 года выручка от продаж основных групп потребительской электроники на рынке РФ составила 96 млрд рублей, что на 21 % выше аналогичного показателя 2010 года. Такие данные приводит в своем отчете агенство TelecomDaily.

В большей степени прирост был обеспечен выручкой от продаж мобильных компьютеров, смартфонов.

Сегмент игровых приставок, несмотря на большой показатель прироста,  до сих пор занимает малую долю в общей выручке по группе.

В третьем квартале 2011 года, по данным TelecomDaily, было реализовано около 10,5 млн сотовых телефонов, что на 8,9 % выше аналогичного показателя 2010 года. При этом средняя цена в тех же периодах выросла на 0,9 % и составила 4340 руб. Таким образом, рынок в денежном выражении вырос на 9,8 % до 45,5 млрд руб.

Как видно по данным,  можно говорить о восстановлении рынка в количественном выражении до уровня 2008 года.

Динамика долей участников рынка показывает, что доля прочих игроков стабильна, снижение ее в продажах обусловлено высокой конкуренцией между двумя федеральными игроками – «Евросетью» и «Связным», что подтверждается увеличением доли последних в разной степени: у «Связного» доля продаж в штуках выросла  на 0,4 процентных пункта, тогда как у «Евросети» на 1,7 процентных пункта. Впервые в 3-м квартале отчетного года средняя цена проданного телефона в «Связном» оказалась ниже, чем в «Евросети». На рост доли «Евросети» в выручке также повлиял запуск проекта ребрендинга (большая рекламная кампания), строительство монобрендовых магазинов для «Билайна». Эти факторы в совокупности стали причиной указанной динамики. Снижение доли РТК объясняется работой над эффективностью и закрытием нерентабельных магазинов после интенсивного развития. Цифры по РТК предоставлены без учета франчайзинговых салонов.

В динамике за четыре года можно отметить увеличение доли Samsung, при этом Nokia удерживает свои позиции, LG – постепенно теряет, и значительно сокращается доля Sony Ericsson. В 3Q 2011 наиболее востребованной для российского потребителя остается категория телефонов по цене до 2000 рублей – более 40 % всех штучных продаж.

Стоит отметить значительный рост доли среднего ценового сегмента от 2000 до 6000 рублей при уменьшении категории от 6000 до 10000 рублей. Подобное смещение спроса говорит как о большей дифференциации предпочтений потребителей, так и о более выгодных предложениях со стороны производителей: выросла доля дорогого сегмента и продолжается тенденция снижения средней цены смартфона при росте его популярности.

Сегмент смартфонов продолжает свое развитие: уже порядка 17,3 % рынка в штучном и 46,5 % в денежном выражении приходится на устройства с ОС. При этом ASP смартфона за третий квартал составила 11686 рублей.

При этом бесспорным лидером продаж, по данным TelecomDaily, в третьем квартале 2011 года в России стали смартфоны под операционной системой Android, которые заняли 41,8 % рынка в штучном отношении и 47,8 – в денежном. На втором месте по популярности оказались смартфоны под ОС Symbian, которые заняли 34,4 % и 27,4 %, соответственно. Третье место по количеству проданных моделей удерживают аппараты под ОС Bada, а по структуре выручки от продаж смартфонов – гаджеты под iOs.

В третьем квартале 2011 года самым массовым сегментом в структуре продаж смартфонов в России стали модели верхней ценовой категории – свыше 10 тыс. рублей. На эти аппараты пришлось более 45 % продаж всех смартфонов в штучном отношении и почти 68 % – в денежном выражении.  При этом средняя цена смартфона в России составила  11686 рублей, а обычного телефона – менее трех тысяч рублей.

Самыми продаваемыми смартфонами в третьем квартале 2011 года в России в ценовой категории свыше 10 тыс. рублей стали: Apple iPhone 4 16GB, Samsung S 5830 Galaxy Ace и Samsung I 9003 Galaxy SL. 

В ценовом диапазоне до 6 тысяч рублей самыми популярными стали модели  Samsung S 5250 Wave 525,  Nokia 5228, Nokia 5230.

В среднем ценовом диапазоне от 6 до 10 тыс. рублей хитами продаж стали Samsung S 5570 Galaxy Mini, Samsung S 5660 Galaxy Gio, Sony Ericsson Xperia X8.

Региональная структура рынка сотовых телефонов менялась незначительно: постепенно растет рынок Москвы, ЮФО, ДФО, сокращается ЦФО (без Москвы), ПФО и СФО.

Автор: Александр Абрамов.

Тематики: Мобильная связь, Маркетинг, Торговые сети

Ключевые слова: салоны сотовой связи, сотовые телефоны, смартфоны