Пользователей продадут по закону. Конгресс США разрешил провайдерам продавать личные данные пользователей

Палата представителей конгресса США одобрила отмену правил, которые ранее запрещали интернет-провайдерами реализацию личных данных пользователей. Как республиканцы поверили телекоммуникационным компаниям, что именно знают о своих пользователях провайдеры и ждут ли подобные меры Россию — в материале «Газеты.Ru».

Нижняя палата конгресса США с подачи Республиканской партии одобрила резолюцию об отмене правил Федеральной комиссии по связи (ФКС), запрещающих интернет-провайдерам продавать информацию о пользователям третьим лицам без их разрешения. Если президент Дональд Трамп подпишет указ, то правила будут аннулированы, даже не успев вступить в силу.

«Последствия отмены этой резолюции очевидны: крупные провайдеры смогут продавать вашу личную информацию тому, кто больше заплатит, без вашего разрешения», — заявила конгрессвумен из демократической партии Анна Эшу. — И никто не сможет защитить ваши права, даже Федеральная торговая комиссия».

Руководитель правозащитной организации Free Press Action Fund Крейг Аарон обвинил республиканцев в игнорировании мнения избирателей.

«Они [республиканцы] проголосовали за то, чтобы отнять права у сотен миллионов американцев ради того, чтобы гигантские корпорации смогли заработать еще больше денег», — отметил правозащитник.

Нельзя нарушить правила, если их не будет

Федеральная комиссия по связи США проголосовала за принятие новых правил в октябре 2016-го. Согласно им, провайдеры широкополосного интернета, такие как Comcast, Verizon, AT&T и другие, должны были получить специальное согласие от пользователя, прежде чем разглашать их конфиденциальные данные — историю поисковых запросов, использование приложений, данные о геолокации и другую информацию.

Эти данные являются секретными, но их приватность ранее никак не охранялась на государственном уровне. Это означало, что интернет-провайдеры имели право передавать информацию своим партнерам, которые могли использовать ее в личных целях, например для рекламы собственных продуктов и сервисов.

«Это информация потребителя, — решил тогда вопрос председатель ФКС Том Уилер. — Выбирать, как ей распоряжаться, должен сам потребитель, а не какой-то корпоративный алгоритм».

В теории эти правила должны были также обязать провайдеров «принять разумные меры» по обеспечению безопасности конфиденциальных данных, что включало в себя своевременное обновление защитных систем, а также уведомление о факте взлома или утечки данных в течение 30 дней.

Однако инициатива ФКС так и не успеет вступить в силу, если Трамп утвердит ее аннуляцию.

Хотели быть как Google

Отмена правил ФКС нанесет серьезный удар правовой системе США в сфере охраны персональных данных в сети интернет, особенно в условиях современных реалий, когда все больше и больше американцев проводят время онлайн и пользуются сразу несколькими устройствами.

«Персональная информация, доступная провайдерам, включает сайты, которые вы посещаете и как долго вы там находитесь; где вы в это время находитесь и с какого устройства просматриваете страницы», — рассказал в беседе с «Газетой.Ru» ведущий вирусный аналитик Avast Михал Салат.

Он отметил, что отмена запрета для провайдеров ставит частную жизнь американцев под угрозу. Подобные данные могут много рассказать о человеке, поэтому неудивительно, что многие пользователи захотели бы оставить свои ежедневные привычки в тайне.

Возрастет количество таргетированной рекламы от маркетинговых агентств, готовых заплатить за личную информацию клиентов, а также увеличится угроза хакерских атак, так как все больше компаний будут хранить у себя персональные данные пользователей.

«Если американцы хотят, чтобы их данные оставались защищенными, они должны использовать VPN-соединение. Зашифрованные соединения скроют трафик от провайдера, и тот не сможет видеть посещаемые страницы. Тем не менее интернет-провайдеры все равно смогут получить доступ к местоположению пользователя», — подчеркнул эксперт.

Причина аннуляции правил, введенных при президенте Обаме, кроется в том, что республиканцы поверили интернет-провайдерам, заявившим о дискриминации. В качестве основной претензии назывался тот факт, что телекоммуникационным компаниям запрещается обмениваться данными пользователей, в то время как Google и Facebook не попадают под действие этих ограничений.

На самом деле этот аргумент несправедлив: сайты, подобные Google и Facebook, не могут видеть историю поисковых запросов. Им доступна только информация о кликах на их собственных страницах, в отличие от провайдеров, которые отслеживают практически все, чем пользователь занимается в интернете.

Россия на страже данных

Глава представительства Avast в России и СНГ Алексей Федоров сообщил «Газете.Ru», что провайдеры в Российской Федерации также собирают личную информацию пользователей по примеру других стран мира. Но в то же время в России есть строгие предписания относительно того, как провайдеры должны защищать эти данные и что они могут сделать с ними.

«Это в основном регулируется законом «О персональных данных». Так, согласно этому закону, персональные данные могут быть обработаны (в том числе отправлены за рубеж) только с согласия физического лица (за исключением некоторых ситуаций, когда такого согласия не требуется). В некоторых случаях согласие должно быть дано в письменной форме», — рассказал собеседник «Газеты.Ru».

Таким образом, в России нет законного способа продавать личные данные пользователей другим компаниям для использования в коммерческих целях, так как использование такой информации является нарушением российского законодательства и будет расценено как уголовное преступление.

«Я не думаю, что ситуация изменится в противоположную сторону, как это может произойти в США, потому что общая тенденция сейчас — усиление защиты персональных данных в России», — добавил эксперт.

Маргарита Герасюкова

Тематики: Интернет, Регулирование, Безопасность

Ключевые слова: Интернет-провайдеры, персональные данные