Краудфандинг haute couture, или Kickstarter расширяет зону влияния

Нельзя не заметить, как информационные технологии меняют многие привычные для нас вещи, в том числе не связанные со сферой технических инноваций. Хотя именно в сторонних сферах – например, в искусстве – особенно заметно влияние новых технологий, а также возможностей, которые дает Интернет. Так, благодаря ставшим доступными технологиям краудфандинга (добровольного сбора средств интернет-аудиторией на создание авторского продукта), сейчас уже стерлись границы между андеграундным и массовым искусством, а компаниям, занимающимся продвижением крупных артистов, предстоит поменять не только схемы ведения бизнеса, но и взгляды на жизнь.

Крупнейшая краудфандинговая компания Kickstarter известна в первую очередь своим веб-порталом, на котором создатели независимых игр и фильмов, авторы веб-комиксов и инициаторы научных и производственных проектов могут привлекать денежные средства на реализацию задуманного. Считается, что модель краудфандинга является гораздо более простой, нежели традиционные модели инвестирования со стороны спонсоров. В случае работы через Kickstarter владельцу задуманного проекта требуется указать минимальное количество средств, которое необходимо собрать, продумать систему вознаграждений, а также срок, за который сумма должна быть собрана. Никаких дополнительных обязательств, как правило, не предусматривается.

Основным отличием методологии Kickstarter от традиционных спонсорских соглашений считается «модель взаимного доверия». В случае, если тот или иной проект не набирает требуемую сумму, деньги возвращаются их владельцам, а в случае удачного завершения краудфандинговой акции ее инициатор обязуется не только создать продукт, соответствующий ожиданиям своей аудитории, но и также (как было упомянуто) наградить своих краудфандинг-спонсоров. Причем награды могут быть самыми разными: от выраженной через социальные медиа благодарности до пересылки ценных призов, себестоимость которых может поспорить с суммами, перечисляемыми самими фанатами.

Изначально площадка Kickstarter использовалась разработчиками независимых компьютерных игр для продвижения своих проектов. Так, готовящаяся к релизу во втором квартале 2014 года игра Project Eternity жанра PRG (разработчик – Obsidian Entertainment) набрала порядка $4 млн, что в 3,5 раза превысило изначально запрашиваемую сумму. Игра Wasteland 2 (разработчик – inXile Entertainment) собрала около $3 млн – преимущественно от фанатов первой части RPG-игры, вышедшей еще в 1988 году.




Логотип игры Project Eternity, ставшей одним из наиболее
успешных краудфандинговых проектов в мире



Разработчики, собирающие средства на реализацию проектов через Kickstarter, как правило, тесно общаются со своими аудиториями, получают от них рекомендации и частично даже краудсорсинговые услуги. Именно такой подход, изначально присущий для независимых веб-комиксов, многие из которых создаются «коллегиально», стал актуальным для всех форм создания независимых проектов, некоторые из которых достигают значительных масштабов.



Первая страница веб-комикса Homestuck



Появившийся как часть проекта MS Paint Adventures веб-комикс Homestuck со временем разросся почти до 6 тыс. страниц, содержащих gif- и flash-анимацию, а также встроенные игровые уровни, выполненные на HTML5 и позволяющие читателю интерактивно управлять персонажами. Необычность жанра вкупе с необычным и сложным сюжетом комикса поспособствовали созданию большой фанатской аудитории, которая сразу же откликнулась на призыв создателя Homestuck – бостонца Эндрю Хасси – собрать сумму в $700 тыс. на создание полноценной компьютерной игры, являющейся спин-офф-интерпретацией сюжета комикса, где действие происходит в той же вымышленной вселенной.

Трейлер для Kickstarter с фрагментами анимированных эпизодов веб-комикса Homestuck


Цель была выполнена всего за 32 часа, после чего дальнейшие собранные средства пошли «в кассу» для портирования игры на все существующие мобильные платформы, перевод текстовой составляющей на другие языки, а также для создания полноценных десктоповых версий, работающих в среде Mac и Linux. На данный момент Homestuck Video Game собрала около $2,5 млн, что стало абсолютным рекордом для проекта, созданного фактически «с нуля», в то время как большинство разработчиков, успешно воспользовавшихся платформой Kickstarter, являются авторами уже известных в прошлом проектов.

Так, Роб Томас, написавший сценарий к успешному телесериалу «Вероника Марс», сумел продемонстрировать Kickstarter в качестве инструмента, с помощью которого ему удалось убедить руководство компании Warner Bros., владеющей правами на «Веронику Марс», в целесообразности организации съемок полнометражного фильма (Warner Bros. пообещали, что поддержат проект, если увидят, что поклонники в нем заинтересованы). Требуемая сумма в $2 млн была собрана менее чем за 12 часов.




Одна из обложек комикса Uncle Alice Presents



Создатели комиксов хоррор-тематики Том Шеппард и рок-музыкант Элис Купер решили также разобраться с вопросами публикации через Kickstarter (от поклонников требовалось собрать сумму в $200 тыс.). На сайте Kickstarter указывается, что в случае удачного краудфандинга авторы выпустят не только 12 сборников комиксов, но и полноценный графический роман, а в случае если будет собрана еще большая сумма, фонд будет потрачен на создание тематической телепередачи.



Варианты призов для фанатов Homestuck, участвовавших в краудфандинговой программе Kickstarter



Отдельных слов заслуживает система поощрительных призов, являющаяся одним из составных элементов механизма, по которому функционирует Kickstarter. Так, в случае с комиксами, основанными на образе Элиса Купера, приславшие $10 могут сами поучаствовать в разработке сюжетов для дальнейших выпусков комикса, а среди самых «дорогих» призов будет бронзовый бюст-шарж самого г-на Купера. Из числа средств, высланных на «реанимацию» «Вероники Марс», значительная часть вернется фанатам в виде DVD-дисков, плакатов и футболок с соответствующей символикой, а создатель Homestuck Эндрю Хасси создал целую систему «призовых уровней», перекликающихся с сюжетом комикса. Так, фанаты, поучаствовавшие в сборе средств, окажутся обладателями копий дисков с игрой, стикеров, футболок и мягких игрушек, а наиболее щедрые из них смогут добавить своего собственного персонажа в сюжет Homestuck или получить рекламу своих интернет-представительcтв (например, аккаунтов на Timblr) от самого Эндрю Хасси.

Вполне вероятно, что история краудфандинга уже поменяла наше отношение к независимому поп-искусству, а также маркетинговым схемам, присущим для мэйнстрима. Так, пока создатели блокбастеров прибегают к услугам аналитиков, высчитывающих интересы потенциальной зрительской аудитории, интернет-аудитория, по сути, уже взяла бразды правления в свои руки и напрямую поддерживает производителей интересующего ее контента. И если пока рано прогнозировать, сколько еще смогут существовать традиционные маркетинговые технологии, одно становится ясным: все больше талантливых артистов, работающих в самых разных жанрах, находят действенные способы донести свои идеи до поклонников напрямую, в первозданном, неискаженном виде, и эти способы с каждым днем расширяют «зону своего влияния».

Во всяком случае те 5 % от собранной денежной суммы, которые Kickstarter берет за свои услуги, гораздо меньше сумм, прямо или косвенно передаваемых автором контента мэйджор-лейблам или «студиям-гигантам», куда часто входит передача авторских либо смежных прав на творческую продукцию. Ну а фанатам всегда приятней осознавать, что их средства уходят не в карман толстосумам, а непосредственно артистам, для которых собранные деньги являются не только доказательством любви и внимания, но и твердым стимулом продолжать творческую деятельность.

Автор: Алексей Голиков.

Тематики: Маркетинг, ПО, Финансы, Web

Ключевые слова: веб-сервис, инвестиции, инвестирование, привлечение инвестиций, инвестиционная деятельность, веб