HPE vs «МегаФон»: дело стоит минимум $28 млн

Hewlett-Packard Enterprise (HPE) пытается отклонить иск «МегаФона» по поводу отказавшей российской телекоммуникационной UDR-системы, поставленной российскому оператору в 2013 году. По мнению HPE, дело должно быть рассмотрено в России. «МегаФон» утверждает, что американская корпорация ввела его в заблуждение, объявив о завышенной надежности своей системы.

Hewlett-Packard Enterprise (HPE) пытается отклонить иск «МегаФона», поданный по поводу работы поставленной им системы накопления данных об абонентах (User Data Repository, UDR), оказавшейся недостаточно надежной в работе. Американская корпорация HPE направила в суд Северного округа штата Калифорния (США) свои возражения относительно иска. Он был получен судом в конце 2018 г. от российского сотового оператора.

HPE утверждает, что дело является «прямым коммерческим спором» между двумя российскими компаниями – российского сотового оператора «Мегафон» и российского подразделения HPE-Russia, поэтому иск должен рассматриваться в России, а не в американском суде.

В своем заявлении от 7 января в федеральном суде Сан-Франциско HPE заявил, что «МегаФон» пытается превратить «прямой коммерческий спор» в дело о мошенничестве против материнской компании HPE, обвинив ее в осознанном введении в заблуждение при заключении контракта на поставку системы накопления данных об абонентах (UDR).

История создания UDR-системы для «МегаФона»

В 2011 г. «Мегафон» одновременно с началом строительства LTE-сетей, задумался о закупке единой UDR-системы, которая объединила бы всего его восемь макрорегионов в единую сеть. UDR-система должна была обеспечить единый биллинг и мониторинг сети

Абонент «МегаФона» должен был получать единое обслуживание по всей сети с одной федеральной SIM-картой и обслуживаться ближайшим к нему сервисным узлом вместо переключения на его домашний узел обслуживания.

Интерес к поставке данного решения проявили Alcatel, Ericsson, Huawei, Oracle, ZTE, Teleklec, Nokia Siemens Network и Hewlett Packard (HP).

В 2012 г. «Мегафон» начал переговоры с HP. В 2013 г. был заключен контракт на поставку UDR-системы. Поставщиком в контракте значилось российское представительство HP - ЗАО «Хьюлетт Пакард А.О.» (HP-Russia). В 2015 г. HPE отделилась от HP, после этого обязанности по контракту перешли к российскому представительству HPE - ООО «Хьюлетт Пакард Энтерпрайз» (HPE-Russia).

Известно, что «Мегафон» потратил $28 млн на внедрение UDR-системы от HPE. Однако уже в 2013-2014 гг. оператор обнаружил, что система работает слишком медленно. В октябре 2014 г. оператор предупредил HP, что он не будет принимать работы без устранения выявленных недостатков.

Критическая ситуация сложилась в 2017 г. В апреле и мае сеть «МегаФона» пережила сбои, связанные с перегруженностью вычислительной подсистемы UDR. Сбой затронул сервисные узлы оператора в Москве и Самаре. Абоненты в этих регионах испытывали серьезные проблемы со связью. Если ранее неполадки в работе поставленной UDR-системы оперативно разрешались, то теперь стало понятно, что у UDR-системы HPE имеются  фундаментальные проблемы.

В июне 2017 г. случился новый сбой в работе сервисного узла оператора в Москве. После этого HPE-Russia признал, что сбой случился из-за недостаточной мощности одного из компонентов UDR - ServerNet fabric, и у HPE нет готового решения для данной проблемы.

Позиция «Мегафона»

Оператор попросил HPE выплатить компенсацию, но американская корпорация отказалась. После этого «Мегафон» заявил, что считает, что корпорация изначально ввела его в заблуждение относительно возможностей своей UDR-системы. Российский оператор обратился с иском по месту регистрации штаб-квартиры корпорации в американском городе Пало-Альто (штат Калифорния). Поскольку «Мегафон» понес потери из-за проблем его абонентов, оператор требует выплаты компенсации, размер которой еще не определен.

В первоначальном иске «МегаФона» говорилось, что HPE обманным путем подтолкнула его к подписанию в 2013 году контракта на сумму $28 млн, пообещав, что HPE сможет модернизировать мобильную сеть оператора в России. Российская компания заявила, что претензии, сделанные HPE до подписания контракта, привели ее к убеждению, что HPE обладает опытом и знаниями для выполнения требований «МегаФона». Более того, «МегаФон» заявил, что помимо $28 млн, которые оператор заплатил за свою систему, у него также возникли дополнительные расходы на ремонт и обслуживание (по оценкам, это еще $28 млн).

По заявлению российского оператора, при подписании контракта HPE обещала поставку системы, обладающей надежностью на уровне «99,999%». Предусматривалось, что эта система позволит клиентам «Мегафона» беспрепятственно перемещаться между зонами обслуживания «МегаФона» в России и сможет интегрировать базы данных подписчиков, чтобы каждый пользователь был связан с одной платежной записью в рамках всей системы.

Однако результаты внедрения показали, что инфраструктура HPE «страдала от многочисленных каскадных сбоев» (один в 2016 году и два в 2017 году). Компания HPE-Russia «не смогла полностью объяснить (или отремонтировать) данные по сей день», а некоторые сбои приводили к почти полной приостановки работы мобильной сети «МегаФона».

По оценкам «МегаФона», HPE не раскрыла на стадии подписания контракта, что «в значительной степени будет создавать систему для «МегаФона» с нуля», что ранее она никогда не создавала систему подобного масштаба. Тем самым, по мнению «МегаФона», HPE-Russia вводил в заблуждение российского оператора, говоря, что предоставляет «в значительной степени… готовый продукт».

Позиция HPE-Russia

HPE не согласна с обвинениями «МегаФона». Корпорация считает их ничем не подтвержденными, и отрицает, что вводила оператора в заблуждении. В ответе HPE указывается, что «Мегафон» знал все особенности UDR-системы, в частности, тот факт, что ранее она инсталлировалась на сети лишь с двумя или четырьмя сервисными узлами.

Согласно позиции HPE, по условиям контракта любые возникающие споры должны разрешаться путем переговоров или, в противном случае, судебного разбирательства в Арбитражном суде города Москвы. Компания также добавила, что договор был написан на русском языке и регулируется российским законодательством.

HPE также заявила, что «МегаФон» ошибочно направил иск на американскую корпорацию HPE – родительскую компанию HPE-Russia, ответчиком должна выступать его российская дочерняя компания. По мнению американской компании, федеральному суду Сан-Франциско, куда был направлен иск, не хватает юрисдикции для решения этого спора.

Но даже если дело будет рассмотрено в калифорнийском суде, оно не получит решения, считают в HPE, потому что «МегаФон» опирается на «расплывчатые, обобщенные претензии» к HPE, которые невозможно трактовать как случаи «обмана или мошенничества».

HPE сообщила, что в контракте были изложены только общие сведения о возможностях компании и ее техническом опыте. В том числе было указано, что компания прежде не работала над проектом масштаба, сравнимым с требованиями «МегаФона».

Аргументы сторон были рассмотрены в американском суде 27 февраля.

Автор: Александр Абрамов.

Тематики: Мобильная связь, Оборудование, Регулирование

Ключевые слова: МегаФон, регулирование, HPE