EMC помогла «железом». Биллингу МТС

В ОАО «Мобильные ТелеСистемы» завершен проект по модернизации системы хранения данных центра обработки данных на базе оборудования EMC. Система организована на основе самого большого дискового массива EMC Symmetrix DMX-4 на территории России и СНГ.

ОАО «Мобильные ТелеСистемы» и ЕМС сотрудничают в области информационных технологий уже более 10 лет. За эти годы в МТС была построена инфраструктура для биллинговой системы FORIS OSS на базе массивов хранения ЕМС Symmetrix DMX модели 2000 и 3000. Однако в связи с непрерывным ростом объема данных на сегодня мощности этих систем перестали удовлетворять требованиям оператора.

В 2008 году было принято решение о замене существующих систем на современную высокопроизводительную, надежную систему хранения данных EMC Symmetrix DMX-4. Так как целью модернизации являлась не только поддержка текущего биллинга, но и создание дополнительной мощности с учетом дальнейшего увеличения потока данных, то выбор МТС остановился на модели 4500 в конфигурации: 512 Гбайт кэш-памяти, 8 Front End директоров, 1,2 тыс. дисков.

В рамках проекта специалистами департамента профессиональных услуг компании ЕМС был осуществлен перенос биллинговой системы, включая миграцию данных, на новую высокомасштабируемую платформу, при этом работа приложений не останавливалась и все сроки были выдержаны.

«Проект был чрезвычайно ответственным и очень сложным, в первую очередь из-за большого объема данных, – рассказывает менеджер проекта компании «ЕМС Россия и СНГ» Николай Павлов. – Нам необходимо было провести миграцию огромных баз данных без остановки работы приложений и уложиться с каждым этапом проекта в крайне жесткие сроки, определяемые биллинговыми циклами». «У ЕМС накоплен большой опыт подобных проектов, существуют специальные инструменты и методики для реализации такого рода работ. Однако в случае с МТС дело осложнялось объемами данных и ценой ошибки. Даже превышение отведенного для каждой операции времени потенциально грозило обернуться аварийной ситуацией, не говоря уж об абсолютной недопустимости потери или повреждения данных пользователей», – комментирует главный специалист департамента профессиональных услуг компании «ЕМС Россия и СНГ» Андрей Вардугин.

По мнению вице-президента МТС по технике и информационным технологиям Александра Богатырева, эффект от внедрения новой системы почувствовался практически сразу: «До этого системы работали почти на пределе своих возможностей. После введения в эксплуатацию новой системы ЕМС Symmetrix DMX-4 в несколько раз сократилось время прохождения биллинга, значительно повысилась производительность работы всех основных приложений».

Модернизация инфраструктуры хранения, проведенная силами ЕМС и МТС в 2008 году, стала одним из самых успешных ИТ-проектов, реализованных в МТС. Еще один важный момент – это не только решение текущих задач, обеспечение возможностей для дальнейшего роста. Установленный сейчас массив EMC Symmetrix DMX-4 содержит 1,2 тыс. дисков, что составляет лишь половину от его максимальной емкости. «Установленная в МТС конфигурация является самой большой СХД на территории России и СНГ», – отметил руководитель подразделения по работе с операторами связи «EMC Россия» Георгий Джаноев.

Напомним, что МТС с 1998 года использовала биллинг компании CBOSS. В 2003 году оператор решил перевести своих абонентов, пользующихся prepaid-тарифами семейства «Джинс», на систему FORIS OSS разработки STROM Telecom (ныне Sitronics). Далее эта система стала основной у МТС (процесс перехода начался в 2004 году и завершился в 2007 году) и была в том числе развернута и на базе «дочек» МТС в странах СНГ. Еще один биллинговый проект МТС – внедрение онлайн-системы разработки американской Comverse для расчетов с prepaid-абонентами – ранее компания использовала девять биллинговых платформ – по числу макрорегионов, на которые поделена ее российская сеть. Поставщиками были Siemens, Alcatel, Ericsson и Huawei.

Автор: Александр Абрамов.

Тематики: Мобильная связь, Оборудование, ПО

Ключевые слова: МТС, интеграция, системная интеграция, системы хранения, биллинг, внедрение