«Билайн» обсудил перспективы LTE

Вчера состоялось очередное заседание пресс-клуба «Билайн», на котором обсуждалось будущее сетей LTE: сервисы, производительность, мировой опыт и российские реалии. В целом приходится признать, что внедрение LTE более отвечает потребностям оператора – технология помогает эффективно справиться с передачей лавинообразно растущих данных, в то время как обычный абонент не увидит теоретических скоростей доступа, лишь средние. В то же время для сравнения российских сетей 3G и перспектив LTE более подходит европейский опыт, чем опыт США, где LTE принял массовый характер.

Эволюцию мобильной связи продолжит технология LTE (Long Term Evolution – долгосрочная эволюция). LTE, благодаря плоской архитектуре SAE (System Architecture Evolution), является дальнейшим развитием как сетей UMTS, сетей CDMA2000 (EV-DO), так и WiMAX. LTE использует технологии OFDMA (Orthogonal Frequency Division Multiplexing) и MIMO (Multiple Input, Multiple Output) и принцип All IP, а также дает возможность масштабирования частотных диапазонов (450 МГц – 4,9 ГГц) и работы в широкой полосе частот (1,5 МГц – 20 МГц). Архитектура LTE сокращает число узлов, поддерживает гибкие конфигурации сети и обеспечивает высокий уровень доступности услуг. Пиковые скорости технологии LTE, внедряемой на первом этапе составляют не менее 100 Мбит/с при полосе в 20 МГц (спектральная эффективность 5 bps/Hz) по линии «вниз» и 50 Мбит/с на той же полосе по линии «вверх» (2,5 bps/Hz). Но это теоретические скорости доступа, реальные примерно на порядок ниже. В целом технология LTE позволяет операторам снизить капитальные издержки на модернизацию сетей и обеспечить рост качественных показателей и скорости доступа при умеренных затратах.

По данным отраслевой ассоциации GSA, на 4 июня 2012 года в 38 странах мира насчитывалось 80 коммерческих сетей LTE, ожидается, что к концу года их станет 144 в 59 странах. В целом в настоящее время 327 операторов в 99 странах мира осуществляют инвестиции в LTE, еще 267 компаний подтверждают свои планы на развитие этих сетей. Что касается абонентских устройств, то на начало апреля 2012 года GSA приводит такие данные: 63 производителя анонсировали выход уже 347 устройств с поддержкой LTE, причем 250 из них были выведены за один прошлый год. Более всего разработано беспроводных роутеров (131), смартфонов и донглов (по 64), беспроводных модулей (41), планшетов (31). Из 347 устройств с поддержкой LTE 217 также работают в сетях 3G/HSPA+, еще 108 поддерживают сети 3G/EV-DO. Что касается поддерживаемого спектра, то большинство из них – 170 устройств – поддерживает американский диапазон 700 МГц, 75 устройств – диапазон 2600 МГц (в нем и развернула свою сеть российская Yota, а также большинство европейских операторов), при этом еще 57 устройств поддерживают сразу три диапазона одновременно: 800/1800/2600 МГц. По данным GSA, на середину мая 2012 года, 64 % всей абонентской базы LTE мира из 17 млн человек было сосредоточено в Северной Америке, 33 % приходится на страны АТР, а лишь 3 % – на Европу. При этом только за первый квартал 2012 года в мире прибавилось 7,4 млн абонентов LTE.


Данные Informa Telecoms & Media на сентябрь 2011 г. С тех пор рынок LTE вырос в два раза, а доля Европы в 3 % осталась прежней

 

Отставание Европы объясняется довольно просто. По данным аналитиков KPMG, в период с 2011 по 2015 гг. европейские операторы потратят более $26 млрд на частоты LTE. За неполные пять лет в Европе будет высвобождено больше частот, чем за предыдущее десятилетие, а 2/3 всех расходов операторов придется на низкий диапазон «цифрового дивиденда» 700 – 800 МГц, жизненно необходимый для создания масштабных сетей LTE. Несмотря на внушительную цифру, европейские регуляторы все же извлекли выводы из печального урока начала 2000-х гг., когда за частоты 3G сотовые операторы Европы были вынуждены заплатить более $100 млрд, что поставило их на колени без возможностей вкладываться в развитие новых сетей долгие годы. Россия же с символической стоимостью $100 тыс. за лицензии 3G для операторов «большой тройки», даже с учетом затрат на конверсию частот LTE в диапазонах 800 и 2600 МГц победителями будущих частотных аукционов 2012 года, продолжает смотреться просто райским уголком для сотовых операторов.

Напомним, что в начале 2000-х гг. европейские сотовые операторы заплатили около $130 млрд за частоты 3G – рынок был просто «перегрет» очень высокими ожиданиями возможностей и перспектив нового поколения сетей. Но сотовые операторы ими воспользоваться так и не смогли – многолетняя выплата взятых на себя долговых обязательств привела к отсутствию масштабных вложений в развитие европейских сетей 3G на первом этапе их становления. Малое время работы первых 3G-устройств, высокое проникновение фиксированного ШПД и отсутствие опыта в продаже больших объемов трафика и соответствующих бизнес-моделей также не способствовало популярности таких сетей у прагматичных европейцев. Только в 2008 году этот рынок стал немного оживать, абоненты почувствовали преимущества новых сетей, только потом начался бум 3G-модемов и лавинообразный рост мобильного трафика. В результате лишь к рубежу 2010 – 2011 гг. европейские операторы стали понимать, что существует небольшой шанс положительного бизнес-кейса в сетях 3G с учетом колоссальных начальных затрат на получение лицензий. Однако тут грянул европейский долговой кризис, зону евро затрясло, и европейцы снова начали экономить на всем что только можно.

Данные Informa Telecoms & Media на сентябрь 2011 г. LTE занимает менее 1 % мировой абонентской базы сотовых сетей

 

Напомним, что не в пример Европе российский регулятор, несмотря на все упреки в его адрес, поступил много мудрее, введя символическую плату за лицензии 3G ($100 тыс.) с четкими оговоренными в лицензии условиями по времени и числу покрытых населенных пунктов новыми сетями каждым оператором (см. материал рубрики «Сотовая связь» от 30 июня 2008 г.). К слову, также поступили и в Швеции, в результате чего хорошо развитые сегодня сети 3G конкурируют с первыми коммерческими сетями LTE за абонентов как по покрытию, так и по скоростям доступа. Если вновь обратиться к России, то, оттянув время запуска сетей 3G в России на 5 – 6 лет, Минкомсвязи тем самым обеспечил операторам еще одно преимущество перед их европейскими коллегами – значительно более низкую стоимость сетевого оборудования в условиях изобилия уже совершенных к этому времени и сравнительно дешевых абонентских терминалов 3G. Окупаемость этих сетей в России также стоит под вопросом ввиду общей бедности нашего населения (не можем мы выдавать ARPU в $30 – 40, как это делает среднестатистический американец, – у нас это максимум $10), тем не менее за счет огромных объемов трафика, агрессивного маркетинга и массового использования сетей 3G российские сотовые операторы все же научились в них зарабатывать, в особенности «МегаФон» (см. материал раздела «Аналитика» от 27 июня 2011 г.).

Тем не менее Европа все же очень сильно отстает по развертыванию коммерческих сетей LTE, а особенно по набору абонентов. Если на конец 2011 года, по данным Informa Telecoms & Media, на Европу приходилось 3 % всех мировых абонентов LTE (около 110 тыс. человек), то эта доля к середине 2012 года не изменилась. По данным GSA, к этому времени мировой рынок LTE вырос до 17 млн человек, а доля Европы осталась неизменной – все те же 3 %. С одной стороны, это связано с меньшими потребностями среднестатистического европейца, хорошо развитыми сетями 3G, так и с долговым кризисом всей еврозоны. Кроме того, не способствует притоку абонентов и малое число абонентских устройств LTE для европейского диапазона (800, 1800, 2600 МГц), и их несовершенство (большие размеры, отсутствие наиболее привычного в Европе формата – LTE-«трубок», быстрая разрядка аккумулятора, – словом, все те же «детские» проблемы, что и с первыми 3G-устройствами). Не помогает даже модель network sharing и участие в LTE дискаунтеров (об опыте Tele2 в строительстве коммерческой сети LTE в Швеции см. материал рубрики «Сотовая связь» от 8 октября 2010 г.).

Доли различных технологий мобильного ШПД в мире: прогноз на 2015 год

Что касается США, то можно взять в качестве примера небольшого американского оператора Metro PCS. С 2002 года являясь лоукостером, он предлагал безлимит (голос и дата) на сетях CDMA 1xRTT в 13 густонаселенных городах, став к 2009 году пятым по размеру абонентской базы сотовым оператором США (7,33 млн человек) после AT&T, Verizon, Sprint и T-Mobile. А в сентябре 2010 года он стал первым оператором США, запустившим коммерческие сети LTE, на что потребовалось около половины всего операторского сарех в размере $600 – 800 млн, в 2011 году строительство сетей продолжится, хотя и менее интенсивно. Стоит отметить, что Metro PCS в свое время не пошел по пути модернизации своих сетей CDMA 1xRTT до уровня EV-DO (как это сделал Verizon Wireless или российский «Скай Линк»), что дало бы его абонентам возросшие возможности по передаче данных. Прямая миграция с 2G (CDMA 1xRTT) на 4G (LTE) позволила Metro PCS избежать характерных затрат, с которыми сталкиваются операторы 3G при переходе на LTE, сохранив частотный ресурс (в США частотная нейтральность) и избежав в большинстве случаев дополнительных затрат на аренду новых вышек. В целом LTE на рынке США и Канады развивается очень быстрыми темпами – тот же Verizon Wireless за счет низкого диапазона 700 МГц покрыл сетями LTE уже две трети населения США, а средние скорости доступа составляют 5 – 15 Мбит/с.

Тематики: Мобильная связь, Интернет, Маркетинг, Регулирование

Ключевые слова: Билайн Москва, LTE, CDMA