— Егор, по вашей оценке, насколько успешно проходит миграция на отечественное ПО, с какими задачами уже справились большинство компаний, а в чем возникают сложности? Какие компании лидируют, какие в отстающих и почему?
— Думаю, правильнее говорить о том, насколько ожидания предприятий и организаций соответствуют реальным возможностям отечественного ПО. Если они осознают, что любой российский программный продукт отстает от зарубежного аналога, соглашаются с недостаточностью его функциональности и при этом стремятся максимально его использовать для реализации конкретных задач, тогда полученный результат можно считать удовлетворительным. Если же заказчик рассчитывает на полный эквивалент знакомого иностранного ПО, тогда его ждут неприятные открытия и разочарования. Ведь сегодня каждый ИТ-специалист понимает: продукты, которые разрабатывались десятилетиями, не могут всецело заменить продукты, которые разрабатываются 3-5 лет.
Технический директор компании INLINE Technologies Егор Волков
Фото: INLINE Technologies
Что касается сложностей, то главная из них та же, что и при использовании отечественного оборудования, — недостаточное качество технической документации. Она, в отличие от описаний иностранных производителей, в которых практически на любой вопрос можно найти ответ, почти всегда противоречивая и почти всегда не отражает текущую функциональность программного обеспечения. Кроме того, тематические форумы и профессиональные сообщества по российским программным продуктам еще не достигли того уровня, чтобы помогать в решении конкретной проблемы.
Еще одна существенная трудность при миграции на отечественное ПО состоит в том, что, поскольку в нем очень много так называемых недокументированных возможностей, без поддержки вендора в части инсталляции, как правило, обойтись не получается. И здесь производители сталкиваются с нехваткой ресурсов для отклика на запросы постоянно возрастающего количества пользователей своих продуктов.
Отсюда происходит выстраивание цепочки вендор – интегратор – заказчик. При этом последний чаще обращается к интегратору, справедливо полагая, что его экспертиза более широкая, чем экспертиза узконаправленного производителя.
Естественно, наибольшее количество проектов по миграции на отечественное ПО выполняется в интересах органов государственной власти и окологосударственных организаций. Это связано, как всем известно, с запретом на законодательном уровне приобретать иностранное программное обеспечение.
Коммерческие компании пока стараются максимально использовать уже купленное ПО и его «трофейные» версии. Однако и им приходится задумываться над переходом на российский софт. Прежде всего потому, что наличие, скажем, в банке объекта КИИ требует внедрения отечественного ПО, в первую очередь это касается средств защиты информации. Да и пользоваться зарубежными продуктами без полноценной технической поддержки все сложнее.
— В каких случаях при миграции особенно часто происходит реинжиниринг ИТ-решений, какие результаты это приносит?
— Предприятия и организации очень осторожно переходят на отечественные программные продукты и поэтому не используют под них сразу и всю существующую ИТ-инфраструктуру. Как правило, они начинают с того, что из имеющегося оборудования формируют отдельный сегмент, в котором разворачивают отечественное ПО и в который переводят соответствующие сервисы и пользователей.
Таким образом, глобально перестраивать ИТ-инфраструктуру под проект по импортозамещению не приходится – того оборудования, которое есть у заказчика, вполне достаточно для перехода на российское ПО.
Некоторые наши заказчики поступают по-другому — для миграции на отечественное ПО строят инфраструктуру с нуля. В таком случае в организации какое-то время функционируют две системы — на своих и чужих продуктах, — которые между собой интегрированы. Постепенно все переводится на новую инфраструктуру, а старая отмирает. Такой подход к миграции системы телефонии, кстати, мы не так давно реализовали в одной из государственных компаний.
К инфраструктуре под российских софт, конечно, есть определенные требования, но в целом они не такие сложные с точки зрения специализированного программного обеспечения зарубежных производителей. Строить под конкретный продукт специальное технологическое решение, как это было, скажем, с SAP или Siemens, не придется.
— Какие интересные проекты в области миграции на отечественное ПО и реинжиниринга можно ожидать в ближайшем будущем? В чем изменятся эти процессы, сохранится ли их скорость, значение?
— Наша компания – интегратор инфраструктурный, поэтому я скажу прежде всего о соответствующем ПО.
В обозримом будущем мы ожидаем увеличение количества проектов по импортозамещению программного обеспечения унифицированных коммуникаций. И вот почему. Несколько лет назад UC-системы иностранных производителей стали тесно связанными с защищенным вендором облаком – все обновления и часть функционала были доступны только из него. За последние три года из-за понятных причин и рисков существующее ПО не обновлялось, накапливая недостатки и уязвимости. И стало нести в себе значительные технологические угрозы функционирования. Очевидно, что дальше так продолжаться не может и ядро систем IP-телефонии, ВКС и др. будет переводиться на отечественные продукты.
Закономерно возрастет и миграция с Windows на российские операционные системы. Это замещение будет происходить при неизбежной замене устаревших компьютеров.
Полагаю, мы увидим рост миграции на отечественные средства виртуализации и системы резервного копирования, потому что это очень важные программные компоненты ИТ-инфраструктуры. Но если рынок первых в целом уже сформировался и на нем присутствуют достаточно зрелые продукты (я бы в первую очередь выделил ПО компаний «Базис», «Группа Астра», «РЕД СОФТ», платформу zVirt компании Orion soft), то с СРК (RuBackup, «Киберпротект», «Береста») пока все очень сложно – они начинают практически с нулевой отметки.
Интересные проекты будут в области миграции на российское ПО для контакт-центров, которые очень чувствительны к технологическим изменениям – используют ИИ, боты, системы распознавания речи и пр. Чем больше услуг оказывает контакт-центр и чем сложнее эти услуги, тем больше задач возникает при его эксплуатации и последующей модернизации, вызванной, скажем, необходимостью увеличить количество обрабатываемых обращений, усилить информационную защиту, перестроить АРМ операторов. И здесь без технической поддержки производителя и интегратора обойтись не получится. Не получится обойтись и без реинжиниринга самих решений.
— Большое спасибо за беседу!