— Сергей, как вы оцениваете рынок ИТ-образования в данный момент? Как изменились требования к ИТ-специалистам за последние 20 лет?
— В начале 2000-х годов в России компании активно начали формировать у себя ИТ департаменты. В очень крупных компаниях этот отдел состоял из нескольких специалистов, а в компаниях поменьше ИТ-отделы ограничивались одним-двумя сотрудниками. Задачи, которые решали ИТ-отделы в 2000-х, не сильно отличаются от текущих, однако сейчас они стали масштабнее и сложнее. Вообще, информационные технологии — это молодая область, она стремительно развивается, и практически каждый день мы наблюдаем большое количество изменений в тех или иных областях этой профессии.
Сегодня один сотрудник уже не может справляться с таким количеством знаний, которые необходимы для поддержания всей инфраструктуры компании, даже в небольшой компании. Представители SMB очень часто заводят почтовые сервера в облачных ресурсах и нанимают администратора для обслуживания. Непосвященному человеку может показаться, что одного администратора достаточно. Но за облачным сервисом, который поддерживает работоспособную почту, скрываются десятки узкоспециализированных ИТ-сотрудников – специалисты по работе с серверами, системами хранения, ленточными библиотеками, сетевыми коммутаторами, операционными системами, безопасностью, резервному копированию, а также архитекторов, программистов, веб-дизайнеров и т.д.
Ведущий инженер обучающего центра ДАСКОРП Сергей Плаксунов
Фото: ДАСКОРП
— Это правда, сфера ИТ-профессий претерпела сильные изменения за последние 25 лет: выросла узкая специализация, современные ИТ-технологии требуют глубоких знаний в конкретных областях. А как компании-работодатели на это реагируют?
— Компании всё чаще ищут узких специалистов. Выросла нагрузка на каждого конкретного сотрудника. Например, если совсем недавно представители SMB считали, что они не интересны злоумышленникам и их никто не взломает, то сегодня любая ИТ-инфраструктура начинается с обеспечения безопасности. Изменения есть и в самом подходе к ИТ. Так, появление ИИ позволило компаниям думать, что они могут заменить практически всех специалистов, а на деле внедрение ИИ чаще только увеличивает саму инфраструктуру. Приходится нанимать дополнительных узконаправленных сотрудников в области работы с искусственным интеллектом, так как ИИ - только что зародившееся направление, и нет четких стандартов и удобных инструментов по их настройке.
Но есть и положительные сдвиги: мир, переживший ковид, позволил реформировать эту профессию. Зародившаяся традиция работать удаленно позволила привлекать узких специалистов по всему миру и только на тот период времени, который необходим. Если, предположим, требуется найти причину поломки коммутатора, то нет необходимости держать в штате специалиста по его диагностике, потому что такие поломки случаются в компании раз в 3-7 лет. Достаточно удаленно нанять специалиста на короткий срок, чтобы быстро устранить проблему. В то же время удаленная работа позволила узким специалистам не терять накопленный опыт и глубокую экспертизу: как правило, они решают подобные проблемы многим компаниям в разных точках планеты на постоянной основе, то есть востребованы каждый день и не теряют квалификацию.
— Как это повлияло на процесс обучения и становления современных специалистов? И что рынок ИТ-образования готов предложить для них?
— Если говорить о процессе обучения, то на сегодня всё обучение в области информационных технологий можно разделить на три направления: фундаментальные знания, которые закладывают колледжи и вузы; менторство в компаниях; кратковременные курсы, повышающие узкую специализацию в той или иной области ИТ. Этот подход к обучению стал стандартом во всем мире. Поэтому чтобы оценить отечественный рынок ИТ-образования, необходимо рассмотреть каждое из этих направлений в отдельности.
Если посмотреть, что предлагают вузы сегодня, то придется признать, что набор специализаций у них очень скудный и не удовлетворяет современным тенденциям. Глобально его можно разделить на следующий список областей:
Остальные ключевые области остаются без внимания — их лишь поверхностно затрагивают на нескольких занятиях. Например, в вузах до сих пор нет полноценных программ по ключевым ИТ-направлениям: резервному копированию, системам хранения данных, ИИ, оптимизации инфраструктуры или архитектуре дата-центров. Эти темы либо вообще не преподают, либо дают отрывочные знания. В результате компании вынуждены брать выпускников с базовой подготовкой и доучивать их.
— С вузами да, понятная ситуация. Они не успевают подстраивать программы под быстро меняющиеся требования рынка, плюс проблема с нехваткой преподавателей-практиков: либо у них нет нужных педагогических дипломов, либо вузы не могут предложить достойную зарплату. Коммерческие компании легко переманивают таких специалистов, предлагая зарплаты в 2-3 раза выше. Но вот менторство культивируют многие компании, разве нет?
— Что касается менторства как задачи по передаче знаний о специфике ИТ-инфраструктуры внутри компании, то дела обстоят еще хуже. Компании обычно имеют одного серверного специалиста, одного сетевого администратора и одного сотрудника, отвечающего за операционные системы, который заодно обслуживает мониторинг, базы данных и почтовые сервера. Иногда нанимают еще одного техника для разделения зон ответственности, но полноценного взаимодействия между ними не происходит. Каждый работает в своей изолированной зоне без обмена знаниями. Руководство нанимает новых сотрудников только на замену уходящим, что приводит к постепенной утрате знаний об инфраструктуре. Новый администратор может разобраться с 50 виртуальными машинами из 60, но оставшиеся 10 остаются «серыми зонами» - без доступа, документации и понимания их назначения. С каждой сменой персонала таких непонятных элементов становится все больше. Нанять специалиста по оптимизации слишком дорого, да и руководство не видит в этом прямой выгоды - проще взять еще одного продажника, чья эффективность сразу видна.
Обучение в ДАСКОРП
Фото: ДАСКОРП
Менторство требует серьезных затрат — компаниям нужно либо держать дополнительных специалистов, либо сокращать нагрузку действующих сотрудников с 8 часов до 6, выделяя 2 часа на обучение новичков. Такие вложения не дают отдачи в краткосрочной перспективе, поэтому большинство организаций отказываются от этой практики. А про долгосрочную перспективу сегодня мало кто вообще задумывается.
— Поэтому в последнее время появилось множество специализированных ИТ-курсов? Они заполнили свободную нишу?
— Краткосрочные курсы действительно появились очень вовремя и стали идеальным решением — они, в отличие от вузов, свободны от государственных стандартов, могут оперативно адаптироваться к потребностям рынка, использовать международные практики, нанимать профессионалов-практиков для проведения обучения. Такие учебные центры создают программы любой направленности и сложности. Они готовы проводить обучение непосредственно на территории компании, используя имеющееся у заказчика оборудование, и даже включать в программу практическое внедрение решений.
Наш учебный центр специализируется на краткосрочных курсах для ИТ-специалистов. Ежедневно мы работаем с десятками профессионалов, анализируя их текущий уровень знаний и образовательный бэкграунд. Это позволяет нам разрабатывать индивидуальные траектории обучения для сотрудников, а компаниям давать рекомендации по развитию команды и выявлять пробелы в квалификации персонала.
— Точно ли специалистам нужны курсы, ведь есть поисковые системы и искусственный интеллект?
— Это хороший вопрос. Еще 10 лет назад и правда все ИТ-шники искали решение в Интернете через поисковые системы и находили нужные ответы на свои вопросы у таких же специалистов, которые делились своими знаниями. Сегодня же любой желающий может оставить свое мнение. Теперь на форумах часто встречаются поверхностные решения — несколько команд без объяснений, почему они работают. В результате поиск готовых ответов стал не только менее эффективным, но и потенциально опасным для инфраструктуры.
А что касается ИИ, то современные нейросети дают поверхностные ответы, просто усредняя популярные мнения, а не анализируя реальную экспертизу. Например, если большинство пользователей советуют еженедельно перезагружать сервер, а несколько опытных специалистов предупреждают, что это лишь маскирует более серьёзные проблемы, ИИ выберет массовое, но ошибочное решение. Проблема в том, что системы ИИ не умеют оценивать авторитетность источников и глубину понимания вопроса — они просто воспроизводят статистически распространённые ответы, что может привести к фатальным ошибкам в профессиональной сфере.
Поэтому что в ИТ сегодня остается самым эффективным, так это постоянные кратковременные курсы повышения квалификации.
Обучение в ДАСКОРП
Фото: ДАСКОРП
— То есть если человек с непрофильным образованием будет ходить на кратковременные курсы, то за пару лет станет специалистом?
— Нет, но посещение таких курсов каждые 3-6 месяцев в течение 8-10 лет может приблизить его к той области знаний, в которой он работает. Вообще идеальной видится ситуация, когда ИТ-специалист с фундаментальными знаниями и правильным образом мышления, полученными в институте, далее устраивается на работу и там через менторство продолжает совершенствовать практические навыки. При этом он регулярно повышает свою квалификацию на курсах, чтобы держать руку на пульсе и владеть последними достижениями науки в интересующей его профессиональной области.
Это идеальная картина. Но на практике, к сожалению, не все компании готовы регулярно направлять своих сотрудников на обучение. У них нет понимания, что квалифицированный персонал может ускорить работу всех подразделений в организации. Наглядный пример: пока неопытный администратор обслуживает 5 серверов для работы 10-15 человек, грамотный специалист может оптимизировать инфраструктуру и обеспечить стабильную работу 50 сотрудников на том же оборудовании. Компании, экономящие на обучении персонала, в итоге несут гораздо большие расходы – им приходится покупать и обслуживать в несколько раз больше серверов и оборудования. Тогда как инвестиции в квалификацию сотрудников быстро окупились бы за счет грамотного использования ресурсов.
Или еще пример: я часто наблюдаю ситуации, когда в быстро растущем бизнесе руководители ИТ-департаментов не до конца понимают, как организовать команду под новые потребности и задачи, сотрудники с какими навыками теперь нужны и как построить их взаимодействие. В результате сильно дробят инфраструктуру, и компании начинают обрастать DevOps-специалистами. Хотя DevOps-инженеры действительно востребованы, их нужно значительно меньше - сегодня 30-40 % их задач могли бы выполнять даже существующие системы ИИ, а еще 20 % просто не понадобились бы, если бы в компании работал один высококвалифицированный универсальный специалист. Из-за этого ИТ-отделы в компаниях расширяются, начинают приносить существенный убыток, а его эффективность падает. И ближайшие годы эта ситуация не изменится.
— Получается, чтобы двигаться дальше и растить действительно востребованных специалистов, требуется для начала обучить руководителей ИТ-департаментов российских компаний?
— Я уверен, что так. Необходимо показать им, как оптимально строить ИТ-департамент, как должна выглядеть матрица навыков команды, как искать пробелы и узкие места и, наконец, как правильно собеседовать кандидатов, чтобы оценить степень начальных вложений и требуемые усилия для максимально быстрого ввода его в команду.
Наш учебный центр как раз специализируется на курсах для ИТ-специалистов. Ежедневно мы работаем с десятками профессионалов, анализируя их текущий уровень знаний и образовательный бэкграунд. Это позволяет нам разрабатывать индивидуальные траектории обучения для сотрудников, а компаниям давать рекомендации по развитию команды и устранению пробелов в квалификации персонала.
Фото: ДАСКОРП
Кроме этого, недавно мы расширили спектр услуг, добавив аудит ИТ-персонала. Мы оцениваем эффективность работы специалистов и выявляем потенциально проблемные ситуации, когда компании может потребоваться, например, внешняя поддержка. Для клиентов мы строим типовые модели, приводим ИТ-отделы к оптимизированному стандарту, после чего составляем график и матрицу компетенций, показывающие уровень взаимозаменяемости сотрудников и полноту охвата инфраструктуры.
Сейчас, кстати, у нас формируется дерево роста ИТ-специалиста. На данный момент реализовано три ветки, которые в последствии могут помочь специалисту вырасти в квалифицированного профессионала.
На данный момент мы находимся на распутье: необходимо как закрывать пробел в курсах ниже уровня администратора, так и создавать курсы для высококвалифицированных профессионалов. Сегодня это не сильно востребовано из-за отсутствия суперспециалистов, готовых расти выше. Но нам необходимо готовиться заранее, чтобы в будущем, когда такие профессионалы появятся, обеспечить их необходимыми знаниями и поддержать непрерывное профессиональное развитие.
— Все ли учебные центры придерживаются такой же политики? Каким вам видится развитие рынка образования в части ИТ-инфраструктуры, какие новые предложения могут появиться?
— Мир ИТ на сегодня — это очень молодая область, в ней каждый день происходят изменения, новые открытия, появляются новые устройства. Обработка информации автоматизируется, оптимизируется, ускоряется.
Учебные центры подстраиваются и хаотично создают курсы без какой-либо последовательности, скорее, по отзывам от обучающихся и статистике запросов. Со временем эта ситуация будет стабилизироваться, курсы будут стандартизироваться. Подход к ним станет более профессиональный.
Я ожидаю, что со временем наладится связь между вузами и учебными центрами, когда высшее образование станет фундаментом, а учебные центры гармоничным продолжением и узкой специализацией ИТ-специалистов.
В ближайшие годы неизбежно возникнет спрос на новые специализации - экспертов по ИИ и робототехнике, архитекторов ИT-систем, схемотехников и разработчиков на низкоуровневых языках вроде ассемблера. Также будут востребованы универсальные администраторы, способные управлять всей инфраструктурой и возглавлять узкоспециализированные команды. Эти направления сначала появятся в программах учебных центров, а затем перейдут в вузовские образовательные программы, формируя новое поколение ИТ-специалистов.
— Большое спасибо за беседу!