Олег Сажин (Content AI): «Идеальное место для обучения ИТ – это то, где ребенку просто разрешают с интересом исследовать»

Чтобы ребенок был успешным в ИТ, не нужно с раннего возраста отправлять его в компьютерную школу за «серьезными» навыками, потому что к его 20 годам актуальные сегодня знания и инструменты устареют. Куда важнее учить детей думать, задавать правильные вопросы, воспитывать в них гибкость ума, любознательность и умение учиться. Не менее важно развивать широту мировоззрения, поскольку самые прорывные открытия случаются на стыке разных дисциплин. Об этом говорит советник генерального директора Content AI Олег Сажин.
Компания Content AI, российский разработчик ИИ-решений для автоматизации обработки документов, впервые вошла в ежегодный Рейтинг работодателей, составленный деловым изданием РБК. По итогам комплексной оценки по более чем 40 показателям компания включена во II Группу – одну из трех итоговых групп рейтинга (см. новость раздела «Content AI» от 14 ноября 2025 г.).

— Олег, как вы считаете, со скольки лет можно начинать обучение ИТ, в каком возрасте к каким ИТ-направлениям может проявиться склонность, способность осваивать азы? Какие серьезные ИТ-навыки можно получить в дошкольных организациях, компьютерных школах, Кванториумах и т.д.?

— Я не уверен, что имеет смысл «учить ИТ с детства» в том виде, в каком мы это понимаем сегодня. Можно в 7-10 лет собрать робота – это весело, интересно, развивает логику. Но если думать стратегически, то через 10-15 лет ИТ станет настолько обыденным, что специальные знания просто не понадобятся.

Вы же не учитесь с детства пользоваться молотком или кофеваркой. Вы просто берете и пользуетесь, когда это нужно. Так и с ИТ. Сегодня мы еще «пишем код», «разбираемся в архитектуре», «настраиваем модели», а завтра все это будет происходить внутри «черного ящика». Код будет писать код, ИИ-агенты будут собирать других ИИ-агентов. Разработчики будут все меньше вмешиваться в рутину, так как она просто автоматизируется.

 

Советник генерального директора Content AI Олег Сажин

Советник генерального директора Content AI Олег Сажин
Фото: Content AI

 

Поэтому я считаю, что не нужно с раннего возраста отправлять детей в компьютерные школы за «серьезными» навыками, потому что к их 20 годам актуальные сегодня знания и инструменты устареют. Куда важнее учить детей думать, задавать правильные вопросы, воспитывать в них гибкость ума, любознательность и умение учиться.

Не менее важно развивать широту мировоззрения – как в детском саду, так и в вузе. В XX веке самые прорывные открытия случались как раз на стыке разных дисциплин – в биофизике, биохимии, физической химии, компьютерной лингвистике. Это не случайность. В МГУ, например, студенты естественно-научных факультетов обязаны изучать гуманитарные дисциплины и сдавать по ним экзамены. И наоборот. Это дает гибкость мышления, умение «переключаться» в совершенно другую область с непривычными подходами к решению задач. Именно такое «перекрестное опыление» порождает светлые идеи. Ведь ИИ – это в первую очередь инструмент. И чтобы применять его правильно и эффективно, нужно хорошо знать предметную область, в которой вы его используете. Программировать скоро будет уметь любой, но понимать, зачем и как применять ИИ в медицине, образовании, юриспруденции или логистике – вот где будет настоящая ценность. Поэтому вместо того чтобы узко «натаскивать» детей на ИТ, лучше дать им возможность заглянуть в разные миры – науку, искусство, технику, языки. Потому что именно оттуда приходят самые сильные решения.

— Есть ли у ИТ-специалистов, которые начали учиться ИТ в детстве, преимущества перед теми, кто начал путь в ИТ позже — с колледжа или вуза? Как к такому образовательному бэкграунду относятся эйчары?

На ежегодном CNews FORUM 2025 компания Content AI представила новый подход к работе с корпоративными данными. Советник генерального директора Олег Сажин рассказал, как синтез классических и современных ИИ-технологий обработки документов помогает создавать цифровых ассистентов и ИИ-агентов – инструменты, способные превращать массивы документов организации в операционный актив и решать реальные бизнес-задачи (см. новость раздела «Content AI» от 12 ноября 2025 г.).

— Реальные преимущества, на мой взгляд, не в том, что человек в 10 лет выучил какой-то конкретный язык программирования, а в «насмотренности» и отсутствии страха. Тот, кто с детства возился с кодом, роботами и всевозможными конструкторами, воспринимает технологии не как магию, а как инструмент с определенной логикой работы. У него уже на уровне интуиции есть понимание, как все устроено внутри, а в голове – каталог ошибок, тупиковых путей и, что важнее, – способов их обойти. Это как знание города, в котором вы выросли: вы можете не помнить названия всех улиц, но вы точно знаете, куда свернуть, чтобы объехать пробку. Человек, позднее вошедший в эту сферу, подходит к задаче более теоретически и боится что-либо сломать. Тот, кто начинал с игрушек, – уже ломал, чинил, и для него это естественный процесс.

В крупных ИТ-компаниях давно перестали смотреть на дипломы как на единственный критерий. Опыт, подтвержденный реальными проектами, участиями в хакатонах – это крутой бонус. Он показывает страсть и инициативу, а это ценится выше, чем пятерка в дипломе. С другой стороны, «поздний» специалист часто приносит с собой опыт из другой области, что может дать нестандартный взгляд на проблему. В итоге HR-менеджер смотрит на совокупность факторов, где ранний старт – весомый, но не единственный плюс.

— Каким критериям должна соответствовать образовательная организация для дошкольников и младших школьников, чтобы ее можно было рекомендовать как первую ступень для ИТ-обучения?

Эффективная автоматизация работы с документами на базе IDP-платформ (Intelligent Document Processing) давно перестала быть «опцией для прогрессивных». Однако даже передовые решения не дают гарантированного результата, если их внедрение сопровождается ошибками. О том, с чем чаще всего сталкиваются компании при переходе на интеллектуальную обработку документов и как этого избежать, рассказывает руководитель отдела интеграции и сопровождения компании Content AI Евгений Рудаев (см. ИТ-класс раздела «Content AI» от 7 ноября 2025 г.).

— Идеальное место – это то, где ребенку просто разрешают с интересом исследовать. Главный критерий, который я бы выделил, – это атмосфера, в которой технологии становятся естественным продолжением детского любопытства и игры.

В такой организации на первом месте стоит развитие определенного образа мышления. Дети должны сталкиваться с задачами, которые учат их логике, последовательности действий и поиску решений. Часто это можно делать без экранов, через те же конструкторы, головоломки или ролевые игры. Очень важно, чтобы занятия давали ощущение созидания. И, конечно, в современном мире ценность представляет умение работать вместе. Хорошо, когда дети в процессе обучения учатся не только самостоятельно решать задачки, но и договариваться, делиться идеями и сообща искать ответ. Все вместе это создает ту самую среду, которая не учит, а увлекает. А именно увлеченность в итоге и рождает самых сильных профессионалов.

— Большое спасибо за беседу!

Автор: Анна Тумакова.

Тематики: Кадры

Ключевые слова: обучение, кадры, Content AI