ФАС обратила внимание на повышение тарифов МегаФона и МТС

ФАС признала незаконным осуществленное МегаФоном повышение тарифов на сотовую связь для 16,5 млн абонентов. Ранее аналогичное обвинение служба выдвинула в отношении МТС.

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) признала сотового оператора МегаФон виновным в установлении и поддержании монопольно высокой цены на свои услуги Дело в отношении оператора было возбуждено в октябре 2022 г.

Как обнаружили в ФАС, в мае 2022 г. МегаФон повысил тарифы на услуги связи для более чем 16,5 млн абонентов в среднем на 12%. В то время уровень инфляции (индекс потребительских цен) с начала года, согласно данным Росстата, с начала 2022 г. был меньше.

ФАС провела анализ экономической обоснованности повышения тарифов и пришла к выводу, что рост затрат МегаФон не соответствует росту доходов от повышения тарифов на услуги связи. По мнению ведомства, повышение тарифов в отсутствие технологического, экономического и иного обоснования нарушает интересы потребителей.

Компания признана виновной в нарушении пункта 1 части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции», запрещающим действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых является недопущение, ограничение, устранение конкуренции и ущемление интересов других лиц в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

 ФАС выдала оператору предписание о необходимости снижения тарифов, в рамках которых произошли повышения, до экономически обоснованного уровня. В ходе отдельного административного расследования будет установлен размер штрафа для компании.

В пресс-службе МегаФона заявили, что компания пока не получала решение ФАС. «Мы представили в ведомство полное обоснование повышения тарифов, в том числе детальную информацию о росте затрат компании на оказание услуг», -  отметили в компании.

ФАС регулярно наказывает сотовых операторов за необоснованное повышение тарифов. Так, в октябре 2022 г. ФАС признала компанию «Мобильные Телесистемы» (МТС) виновной в нарушении антимонопольного законодательства: в январе 2022 г. компания повысила стоимость услуг связи для более чем 28 млн абонентов в среднем на 9,5%,а затем, в августе, повторно повысила стоимость для части тарифных планов в среднем на 8,4%.

В итоге для 28 млн абонентов МТС тарифы были повышены на 20%, отметили в ФАС, тогда как уровень индекса потребительских цен по состоянию на август вырос лишь на 10,%. Ранее, в июне 2022 г, сотовый оператор «Т2 Мобайл» (торговая марка Tele2) отказался от объявленного до этого повышения стоимости безлимитных тарифов в полтора раза, так как это вызвало беспокойство Минцифры и ФАС.

В апреле 2022 г. ФАС совместно с Минцифры разработали «Методические рекомендации поэтапной индексации тарифов операторов связи с учетом текущего уровня инфляции». Документ позволяет операторам связи, без проведения проверок и расследований, повышать тарифы на услуги связи на величину накопленной с начала года инфляции. При этом операторы обязаны за 14 дней до планируемого изменения тарифов направлять в антимонопольный органы информацию о таком изменении .

Автор: Игорь Королев.

Тематики: Мобильная связь, Регулирование

Ключевые слова: МТС, МегаФон, ФАС, регулирование