Биометрию подключат к продаже алкогольной и табачной продукции

С такой инициативой выступил один из крупнейших ритейлеров России - компания X5 Group, в которую входят продуктовые сети «Перекресток», «Пятерочка», «Чижик». Цель бизнеса - осуществлять продажи алкоголя и табака через кассы самообслуживания без предъявления паспорта, что сократит расходы на персонал.

В июне 2023 года компания официально направила запрос в Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций о возможности подтверждения возраста покупателей алкогольной и табачной продукции с помощью биометрической идентификации на кассах самообслуживания (КСО). В частности, представителей X5 Group интересовала возможность использования персональных данных россиян из единой биометрической системы (ЕБС) для верификации покупателей продукции с ограничением по возрасту.

Подтверждение возраста биометрическим способом, по мнению представителей X5 Group, сократит время покупки алкоголя и табака на кассах самообслуживания, а также освободит персонал сетей от обязанностей по верификации покупателей. Для компании, которая увеличила расходы на содержание персонала за первые три месяца 2023 года на 22,2% - до 61,19 млрд рублей, вопрос внедрения биометрической верификации весьма актуальный.

В целом действующее законодательство разрешает компаниям розничной торговли использовать биометрическую идентификацию при продаже отдельных категорий товаров. Соответствующий закон «О единой биометрической системе» вступил в силу 1 июня 2023 года и обязывает все предприятия и организации, собирающие биометрические данные, передавать их в единую биометрическую систему, обслуживает которую АО "Центр биометрических технологий", дочерняя компания "Ростелекома".

В свою очередь, Минцифры ждет от X5 Group дополнительную информацию по проекту внедрения биометрической верификации для КСО, после чего сможет предоставить заключение по данному вопросу.

Участники рынка отметили, что для перехода к биометрической идентификации на кассах самообслуживания, X5 Group потребуются инвестиции в обновление ПО и, возможно, модернизации кассового оборудования.

Тем не менее, сегодня практически все крупные ритейлеры увеличивают объем касс самообслуживания, поскольку количество пользующихся ими клиентов постепенно растет.

Однако в российском обществе отношение к использованию биометрических данных противоречивое. Опрос ВЦИОМ, который был проведен в июне этого года показал, что лишь 27% респондентов положительно относятся к сбору биометрии, а 32% выразили отрицательное отношение к данному способу идентификации личности.

Автор: Александр Абрамов.

Тематики: Регулирование, Безопасность

Ключевые слова: регулирование, ИТ в ритейле, биометрические системы